Dororo to Hyakkimaru 8,5/10Режь всех! Аматерасу распознает своих!С некоторым трепетом приступаю к этому тексту.
Написать его должен был более года назад, но чисто технические сложности замяли момент, а потом было всё не до того.
И возможно, я так оставил бы всё просмотренное вместе с впечатлениями лишь в своей памяти, как внезапно случилось очередное чудо синхронизадницы: оказывается, снимают ремейк!
Что ж, значит, судьба…
С Дроро у меня давняя история отношений.
Счастливой случайностью, своевременно увидел где-то кадры полнометражного живого фильма.
Не помню, что впечатлило меня больше, то ли выразительные дизайны монстров, то ли чудаковатое и странное на слух название: «Дороро».
Фильм был оперативно найден и скачан, и лихо впечатлил по самое не хочу, о чём более подробно будет постом ниже.
Что самое обидное, фильм обрывался на полуслове.
В поисках информации о том, что это было и почему так, натыкаюсь на однострочные сведения, о том, что основой послужила стародавняя манга самого Осамы Тедзуки и её вроде бы даже экранизировали.
И если мангу я как-то умудрился найти в начале 10ых годов, то вот счастье лицезреть сериал 1969 года довелось обрести лишь декаду спустя.
Сложно сказать, что именно вдохновило Осаму Тедзуку на эту лаконичную, но яркую работу.
Наследие его велико, а Дороро относится к раннему периоду творчества.
При этом, ни продолжения, ни развития темы Дороро в обширном творчестве мастера более не наблюдалось.
Что творилось в душе у Тездуки в момент работы над этой вещью сказать сложно, но факт в том, что взяв традиционную мифологическую фабулу, реализовал он её хлёстко и жёстко, что резко контрастирует с его остальными вещами, ориентированными как правило, на младшую возрастную аудиторию.
Не обманывайтесь его простецкому и чуточку карикатурному стилю, здесь всё будет далеко не весело и легко.
Драматичную разницу между ожиданиями от Дороро и реальностью нагляднее всего озвучит дихотомия:
Представления в мифическом розово-пушистом ключе Wagakki
https://www.youtube.com/watch?v=T4RHuXd5pMgРеальность же, оказалась как всегда: сомнительного цвета, с недельной щетиной и по колено в крови:
https://www.youtube.com/watch?v=6DxxQMuqyWoНаконец-то подвернулся удачный повод козырнуть этими осатанелыми самурями!Интересно, когда дело дойдёт до Gonin-Ish?Тёмное средневековье, гражданские междоусобицы и голод, гадкие демоны, и герой, которому плевать на всё, кроме своих личных целей - что ещё надо здоровому зрителю для счастья?!
Сюжет сплетает воедино конкретный исторический период и мифы, при этом выверяя отличный баланс между этими составляющими.
С датировкой всё просто, она упоминается прямым тексом: это война Онин длившаяся 10 лет (с 1467 по 1477 годы.
Смута годов Онин только предваряла мрачную и кровавую эпоху Сэнгоку и в целом, является не самым затёртым периодом в истории Японии.
И это любопытно, потому что даёт конкретный контекст всему происходящему.
В отчаянной обстановке гражданской войны, хаоса, голода и права сильного, выписана основная фабула Дороро.
Сюжет прописан где-то между классическим китайским плутовским романом с его стержневым моралите «не наебёшь-не-порживешь» и приключенскско-махательно-превозмогательным у-ся.
Эти две ипостаси ярко и наглядно воплощены в основных героях, собственно юным воришке Дороро и странствующим воине Хаяккимару – классика жанра.
Именно знакомство с литературным наследием Китая, и в первую очередь, с многомерной энциклопедией народного творчества средневековья
Путешествие на Запад под редакцией У-Чен-Эня, даёт понимание и построению сюжета, и скитающимся героям и кочующим басням про нечистые силы.
Иначе, все рассказанные истории от кровожадных деревьев до беременных
духом мужиков превращаются из современного продолжения многовековых традиций в малоубедительные страшилки для детей.
Именно в этой перспективе видятся истоки и смысл кажущегося неожиданным и резким на первый взгляд Дроро.
С одной стороны, верность букве и духу вековых традиций и аутентичности деталей.
С другой стороны, простым пересказом оно не является.
Завязка истории оригинальна: отец даймё приносит своего сына в жертву 48 демонам в обмен на могущество и власть.
Демоны буквально разбирают малыша по запчастям, оставляя мать с полуживым поленом на руках.
Отказываясь убить это, она из жалости спускает его по реке на волю судьбы, где его случайно подбирает конечно же не простой лекарь Хонма, который волшебным образом заменяет украденные органы на извлечённые из других детей, погибших во время войны.
Как вам такое?!
И нет, речь не сколько про формально впечатляющую и зловещую завязку.
Внимательный читатель уже должен был понять, куда всё идёт и как оно будет развиваться.
С точки зрения мета-мифа перед нами уже предстаёт завязка для классической истории мести и охотника на монстров, который по идее сам должен стать им в финале.
И судя по наброскам, Тедзука как раз планировал подобный финал
где Хаяккимару узнаёт, что для того, чтобы окончательно избавиться от демонической зависимости, он вынужден будет убить Дороро.
Что было малоубедительно реализовано в эпичной игроизации на ПС2 Blood Will tell, при том, что сама игра это сияющая hidden gem.Но так или иначе, финал получился иной и он не рушит логику мифологемы.
Парадокс Охотника и Монстра здесь не пойдёт по истоптанным тропам, потому что герой уже в самом начале заплатил страшную цену.
Хаяккимару изначально монстр и лишь постепенно становится и учится быть человеком.
Подобная деконструкция вековых традиций неожиданна, смела и логична.
В этом главный хук и основа Дороро.
Если не боитесь, попробуйте Изо Такаши Миике, который ещё более радикально воплощает и деконструирует подобную фабулу. Но я предупреждал…Насколько может быть смотрибелен сериал аж полувековой давности?
Несомненно, это интересный визуальный опыт и он требует определённой перестройки восприятия.
Дороро принадлежит к древнейшему пласту и его выход только предвещает рассвет японской телевизионной анимации и классическую эру 70ых.
Сразу же вспоминается расхожая фраза, регулярно мелькающая у юных духом и сознанием зрителей, вечно жалующихся на любое аниме про устаревший графоний и невозможность смотреть что угодно, чуть старше их пубертатного возраста.
Мне же в самом юном возрасте довелось фрагментарно смотреть Тетсувана Атома Осамы Тездуки и ряд других классических работ не сильно моложе, и замечу, что даже напрочь чужой язык меня тогда не смущал.
Поэтому стилистка патриарха японской анимации мне более чем знаком и понятна.
Более того, я не сторонник агрессивно-прогрессивной точки зрения что всё новое по умолчанию лучше.
Любые вещи просто существуют, вопрос лишь в том, что на разных временных промежутках они читаются по-разному.
Именно время расставляет всех нужным местом, поглощая всё несущественное в пучинах безвременья, но оставляя в культурной памяти всё непреходящее и настоящее.
Караваны идут, пирамиды стоят.
Поэтому пример Дорор исключительно интересен тем, что воплощает самые ранние этапы становления анимационной индустрии, при этом, будучи оригинальным и уникальным как для своего времени, так и вообще.
С одной стороны, при переносе на целлулоид, стилистика Тездуки была сохранена безукоризненно.
С другой стороны, ни технические возможности, ни очевидно малый бюджет, ни ограниченные технологии тех времён не позволяли разойтись только набирающим силу японским аниматорам.
Даже в сравнении с мангой, рисунок здесь предельно базовый и упрощённый, жертвующий любыми излишествами в виде детализации, фонов и сложности компоновки сцен ради того, чтобы быть просто анимированным.
Благо, при экранизации режиссёр опирается на эффектные ключевые кадры манги, что хоть как-то придаёт выразительности общей статике и медлительности.
Полноформатный сезон предваряется пилотом с более упрощённым и детским стилем рисунка и довольно топорной постановкой сцен, но надо понимать, что это была только пристрелка.
К тому же потом её колорировали, но слава Бодхисаттвам, сериал остался чёрно-белым.
Аскетичная чёрно-белая гамма пусть и свидетельствует о крайних ограничениях доступных средств, но в данном случае как ни странно, работает на общее тёмное настроение и стилистику.
Будучи исполненным в цвете, Дороро лишился бы значительной доли гнетуще-мрачной атмосферы, что в истории про демонов с обилием крови в каждой серии совершенно не смотрелось бы, особенно учитывая тот факт, что более-менее работать с цветом японцы научились только в начале 80ых.
При этом, к сожалению присутствует как заметное количество мелкого технического брака, так и откровенных ляпов в кадре, уж не знаю, куда и как смотрели контролёры анимации.
Анимация точно такая же предельно базовая и ограниченная.
Ограниченный бюджет и коллектив не очень дружат с полноформатными сезонами, тем более в далёком 69-ом.
Видно, как считанные аниматоры буквально пыхтели чтобы оживить весьма и весьма простые мизансцены и получалось это у них не сказать чтобы легко и изящно.
Основные приёмы помимо движущихся ртов и глаз это зацикленные анимации регулярных действий в виде бега и тому подобных репетативных действий и постоянные проходы камеры крупным планом по статичным изображениям.
Вторая половина сериала смотрится увереннее за счёт более детальных фонов и в целом лучшей проработки, но всё же…
Вне простых сцен, где требуется индивидуальная и активная проработка, Дороро начинает показывать чудеса японской школы, которые в будущем станут отличительной чертой всего аниме, кои мы сейчас именуем экономией анимации.
Весьма любопытно наблюдать за тем, как эти, сейчас всем известные приёмы, вынуждены были использовать ещё в стародавние времена за неимением других возможностей чтобы просто оживить сцены, а в итоге, они закрепились в качестве основных и существуют до сих пор.
Более того, учитывая специфику темы, многие такие приёмы не просто станут наработками для последующих поколений аниматоров, некоторые отдельные и конкретные из них станут фирменной чертой для постановки поединков в кадре, всех самурайских и схожих по тематике работ: это и линии акцентуации, и мерцающие объекты на тёмном фоне, и длительные замирания в исходе поединка, и мгновенные разовые взмахи катаной, и активный монтаж между общими планами сцены поединков и крупными статичными планами якобы изображающими действие в кадре и тому подобные вещи, узнаваемые на раз всеми, кто хоть немного знаком с подобным.
Промотор подобных пионерских работ напоминает прочтение учебников для начальной школы, где из букв складываются слоги, из слогов слова, из слов предложения.
Старые работы во-многом интересны именно тем, что дают наглядное понимание того, какие элементы подбирались, как использовались, как в дальнейшем адаптировались для последующих работ и эволюционировали, а какие были выбракованы или забыты как откровенно устаревшие либо просто неудачные эксперименты.
При подобных археологических раскопках ещё более любопытно не только разбирать детали и прослеживать их происхождение и дальнейшее развитие, но и сопоставлять с аналогичными находками с других частей света.
Например заокеанская одногодка Скуби-Ду от Ханна-Барберы, не будучи чем-то особо выдающимся как в плане визуала так и в ряду прочих американских анимационных сериалов того времени, до сих пор прилично выглядит и легко смотрится.
В отличие от Дороро, который откровенно архаичен и примитивен.
Тем не менее, оригинальные стилистика и дизайны Тездуки вкупе с запоминающимися демонами и средневековом сеттингом вывозят картинку и цепляют глаз при просмотре.
Хотя, сам по себе комичный и не серьёзный стиль Осамы, разработанный специально для младшей возрастной группы смотрится оксюмороном на фоне общей истории и жести, творящейся в Дороро, именно подобный контраст средств и темы смотрится свежо и ломает стереотипы.
Реалистичная и «взрослая» стилистика будет разработана только в ОВА-эпоху и многочисленные жестокие истории про ронинов, нинзей и демонов будут целиком и полностью произрастать именно на плодородной, обильно пропитанной кровью поляне Дороро.
К слову, а как обстоят здесь дела со старым-добрым?
Если одной репликой, то Карабас тут попал как в
тыкву сраную яблочко:
«Да это просто праздник какой-то!»И дело не только в изобилии.
Умерщвлять и калечить здесь будут много и со вкусом.
И пусть анатомическая достоверность вместе с рисунком тут лишь базовые, львиная доля фантазии аниматоров ушла именно на эту часть.
Тут будут ломать кости, отрезать, протыкать, рассекать, расчленять, раздроблять, отрывать, насаживать, вонзать, обливать кислотой, и всячески беззастенчиво насиловать мясо.
При этом, смотрится всё буднично и в рамках истории очень органично.
И дело даже не в обилии и проработке, а том, как всё это счастье оригинально обставлено в кадре.
Не считая банальных драк и дуэлей, любопытных примеров здесь на все 26 серий.
Мать кормит грудью дитя. К ней приползает доходяга прося о помощи и пощаде…Катаной ему по горлу! Нечего мать беспокоить.Убийство детей? Да не проблема! «Давай его отправим в ад побыстрее. Мне даже его немного жалко.»Как добыть еду в раздираемой междуусобицами стране? Найти дом, где вкусно пахнет курочкой. Дружно ввалиться толпой и всех перерезать. Курочка готова!Есть хочется давно, а вегетарианцем стать не судьба? Да мяса полно кругом! Главное, найти посвежее!Нашли красивую сверкающую катану? Надо срочно её опробовать. Вот прямо сейчас. Да хоть на стае бродячих псов!Маленький мальчик поделился остатками похлёбки с червями? Спасибо доброй душе! Оставим его самураям. Пусть прирежут беднягу. Вместе с семьёй.Подобных примеров здесь наберётся целя повозка мяса и ещё несколько тележек. Резать здесь будут всех: и людей и лошадей, и детей и матерей, брата, папу и сестру, все давно лежат внизу, демонам не будет сладко, лишнее всё срежут гладко, в поле деревце стоит, глядь – оно уже лежит, блоховозов полон двор, лай не слышен уж с тех пор, даже котикам влетит: кот без лапок не бежит, сталь одна дана на всех, кто с ней дружит с тем успех.В общем, как писали братья-гуманисты: Сталь для всех, и пусть никто не уйдет!..
Именно благодаря подобным занятным аранжировкам острый соус не приедается.
Здесь нет педалирования темы и дешёвого эпатажа.
И нет, это не Тездука был столь кровожадным.
Просто времена были такие.
Суровые.
Очень.
А дело тут всё в том, что на каждую подобную сцену есть однозначная и чёткая мотивация.
А мотивация в столь суровые времена у всех предельно проста: выжить.
Любой ценой.
Да и чего вы вообще ждали от полноценной истории про охотника на нечисть в самурайской сеттинге, где в первой же сцене отец приносит в жертву своего первенца демонам в обмен на власть и могущество?!
Демоны здесь как ни крути, стержневая основа и их облик, мерзкие повадки и битвы с ними выполнены на загляденье!
Это вам не Тетрадка!
С ёкаями здесь если и общаются, то быстро и решительно, как правило при помощи стали, а бумагой если и пользуются, то по назначению, а не котику
Мадаре в лоточек крошат.
С самого старта и до финиша берётся столь высокая планка, что и много-много лет спустя редкое шоу сможет посоперничать с Дороро в этом аспекте.
Но более всего осаждает тот факт, что подобное вообще задумали и сумели воплотить в столь стародавние времена.
Счастливые всё же тогда были дети, полнокровные, не инкубаторные зайки с лужайки.
Впрочем, если вы в детстве читали/смотрели Исумбоси, вас не должна удивлять подобная восторженная реакция.
Характерной чертой всей франшизы будет ещё незавершённость.
Что куцая оригинальная манга довольствуется лишь промежуточным подитогом с героем на закате, что игровой фильм вообще обрывается на трети пути, даже полноформатный сериал за все 26 серий с учётом дополнительно придуманных историй не приносит удовлетворения пресным финалом.
Да, в конце сам Дороро выкинет любопытный твист, но общее решение сюжетной линии при всех различиях выглядит таким же вымученным, что и в манге.
С этим связан ещё один пункт, не лучшим образом играющий на структуру сюжета сериала.
Если в начале следование манге более-менее точно и пусть развивается медленно, но даёт полноркровные и вовлекающие истории.
Вторая же половина сериала преимущественно забита монстрами и филлерами с ними.
На них грех жаловаться, они интересны и ни в коем случае не плохи.
Но тут врождённый порок тездуковской манги даёт о себе знать: проработка от начала к финалу стабильно снижается, видимо, сроки поджимали.
Развернуться на эпичных 48 серий, по числу демонов, такому материалу точно не дали бы, поэтому сериал получился неровным по ощущению: драматичная и мрачная первая половина, там, где экранизировали близко к тексту и эпизодическая менее напряжённая вторая, где пошла отсебятина.
Работа со звуком здесь под стать картинке.
Звуковое оформление сцен такое же базовое, исполнено безыскусно из подручных средств.
Особенно забавляют шлепки по воде изображающие проливающуюся кровь.
Озвучка персонажей наглядно иллюстрирует только зарождающуюся работу сейю как отдельной школы.
Она застряла где-то между традициями раннего Куросавы и попытками киношных актёров войти в образ анимационных персонажей.
При этом, все характерные шаблоны озвучивания типажей уже намечены и в дальнейшем буду только развиваться далее.
Голос ГГ обязательно будет сдержанно-решительным, рядовые противники будут намеренно идиотски поданы, боссы наоборот будут молчаливо-вкрадчивыми, женские персонажи будут высоко голосить трагично-надрывными интонациями и даже сам Дороро несмотря на то, что его визглявый голос отлично вписывается в образ, станет основой для всех мальчиков младше 12и лет.
Помножьте всё это на каноничный самурайский пафос подачи и получите примерно общую картину.
Музыки в кадре мало, присутствуют в основном крайне аскетичные, как правило, куцые одноголосые инструментальные фоновые мелодии исключительно народными инструментами да протяжные эпичные хоралы, что опять же, дань самурайским киношным традициям, но на общую концепцию отлично ложатся.
Зато вступительная песня, отлично отражающая озорной и вредный характер самого Дороро, служащая одновременно и опенингом и эндингом, безумно прилипчива и надолго заедает в голове.
https://www.youtube.com/watch?v=eg20mkAOkA4Характерной печатью времени и места служит акцент на резких и высоких звуках иногда откровенно режущих уши, что в целом характерно для азиатской культуры.
Как полную противоположность могу привести в пример английскую школу озвучки и звукозаписи тех же 60ых годов с её мутной и малоразборчивой подачей речи и общим тёмным звуком.
Там где японцы требуют понижать уровень звука во избежание внезапных травм и переутомления от звеняще-свистящих обертонов, англичан надо наоборот поднимать по уровню, чтобы разобрать в низкой каше бегло подаваемую и небрежно записанную речь.
Такое значительное и весомое культурное явление как Дороро долгое время оставалось малознакомым для широких масс.
И на то были свои причины.
Манга имела все шансы на успех, но видимо, ввиду общей загруженности, Тедзука решил её свернуть поскорее, выпустив всего-то три тома с открытым финалом.
Сериал получил микробюджет и не смотря на все старания и оригинальность темы на тот момент, был слишком нигилистичным и жёстким для массового зрителя, чем удачно воспользовались многочисленные последователи, сгладившие все острые углы и выхолостившие сюжет до примитивных клише.
В какой-то момент, особенно вторую половину 80ых и 90ые, их стало столь много, что о прародителе Дороро забыли наглухо.
Поэтому шикарно исполненная игра
Вlood Will Tell 2004 года нигде особо не засветилась ввиду забвения основы.
Кому любопытно, можете поиграть на Трубе:
https://www.youtube.com/watch?v=SgQ4nll_ricНаконец, полнометражный игровой фильм 2007 призван был освежить франшизу.
Но даже при высоком бюджете и отличном исполнении, запланированных продолжений он не имел, так и оставшись уделом внутреннего рынка да редких любителей восточной мифологии.
Наконец, дюжину лет спустя выходит полный анимационный ремейк.
Первые кадры отторжения не вызывают, но всё же подождём окончательного релиза…
Ах да, они еще готовят и сценическую постановку
https://www.youtube.com/watch?time_continue=00&v=6OIyN7JZkB4В итоге, Дороро удачно совмещает исторический контекст с мифами, а брутальность подачи с драматичными сюжетами и живыми героями.
В рамках тематики, история 48 демонов, Хаяккимару и озорного неунывающего воришки, корнями уходи в глубь веков, воплощая все каноничные черты ещё литературного жанра у-ся.
Вместе стем она же сама становится краеугольным камнем тематики и эталоном для всех последующих Дзюбеев и даже простихоспаде девятихвостых демонах-лисах и Наруты.
Но у Дороро отсутствуют глубокие идеи и многоплановость подачи, характерные для эпических литературных первоисточников.
Несмотря на свою ветхость, Дороро смотрится свежо и увлекательно именно на контрасте подачи первопроходца по отношению к многочисленным дальнейшим последователям и прямым эпигонам.
Советовать этот древний сериал к просмотру можно и нужно.
И в первую очередь детям.
Чтобы они не росли безвольными овощами, не слушались и не доверяли сомнительным дяденькам, а были умными, находчивыми и неунывающими как Дороро.
Это вам не очередной супергерой в цветном спендексе или принцесска в ожидании принца на белом хаммере, а весьма конструктивная, практичная и активная ролевая модель.
И как ни странно, христианам.
Потому что на фоне тех мерзостей и совершенно гнилых мотиваций, из которой в общем-то и состоит Библия по большей части, Дороро смотрится как чистая и невинная песня человечности, гуманности и анимизму.
Но лицемерные фарисеи ох как не любят фактов и даже собственных текстов, а безмозглые верующие ни разу не пытались прочесть собственно, первоисточники.
Альзо, Дороро здорово смотреть под кальян – дым только добавляет атмосферы чёрно-белой картинке.