Mugen no Ryvius 9/10
После ознакомления с экранизаций Сидонии и перепрочтения манги, решено было продолжить тему.
И вот тут наконец-то настало время долгожданного Ривиуса.
Получил не совсем то, что хотел, но чего не отнять, аниме особенное, штучное.
Начну наверное с того, что Ривиус является редким представителем жанра практически чистой социальной фантастики.
Вспомнить что-то аналогичное по проблематике и решению сложно, разве что Хоннамезе да работы Широ Масамуне, особенно дико недооценённый RD Sennou Chousashitsu.
Основная фабула не сказать, чтобы сложна: большая группа подростков оказывается заключена в закрытом корыте и вынуждена вместе бороздить просторы Солнечной системы.
На этом месте уже можно было бы ехидно ухмыльнуться, уже прокручивая в голове все типовые глупости, связанные я японскими подростками и космическими кораблями, но нет, не в этот раз.
И если фабула похожа на первую треть SDFM, то угол рассмотрения и градус напряжения взят чисто Евангельский, можно сказать, получилась Ева здорового человека.
Следует заметить, что из всех произведений, испытавших на себе влияние Великой и Ужасной, наверное, только Ривиас, смог близко подойти к ней по комплексности и градусу накала страстей, не скатываясь в мистику и откровенную шизу и при этом не будучи прямым эпигоном, но очень близким по духу.
Если совсем утрировать, то получился такой вот японский Повелитель Мух на борту дрейфующего Макросса под соусом Евы.
У сериала много оригинальных фишек и особенностей, и надо сказать, почти все к месту и правильно используются, но есть и промахи.
Наверное, ключевой такой фишкой является масштаб происходящего и герои.
В отличие от многих других, Ривиас в стандартных 26и сериях пытается дать масштаб и комплексность, напоминающую Войну и Мир, от чего плотность подачи и динамика местами кажутся избыточными.
Первые несколько серий смотришь, и с трудом пытаешься просто запомнить героев.
Их тут не ГГ и подружка, не Тимур и его команда, а минимум 30 полнокровных персонажей, эфирное время между которыми тщательно и равномерно распределено.
При этом, примерно столько же на вторых ролях, а ведь полно ещё и просто эпизодических!
Хотя, местный Синдзи - Кодзи Айба – утягивает зрительского внимания чуть больше остальных и в общем-то является стержневым персонажем.
Благодаря такому щедрому разнообразию героев и их типажей, тут каждый найдёт себе героя и позицию по вкусу.
Мне, например, сперва понравилась девочка с хорем Файна, её жизненная философия близка моей.
И тем более интересно и неожиданно было смотреть как сценаристы вывернули её в ебанутую фанатичку.
Поэтому смотреть на все изобильные сценарные линии развития героев становится по-настоящему увлекательно.
Обычное аниме как может, старается поддерживать статус кво основных героев.
Здесь же весь цимес в том, как герои меняются, эволюционируют и ломаются.
Обидно, они именно в этом контексте, самый финал выглядит сомнительно.
Второй момент: это отличный и комплексный сценарий.
От первого до последнего мгновения, весь Ривиас это одно большое цельное и неразрывное повествование, развивающееся по канонам классической драматургии.
И надо отдать должное сценаристам, они умудрились великолепно справиться с совмещением масштаба, глубины и фокуса.
Без филлеров, без тупиков, без отвлечения на несущественное и без провиса динамики.
События идут равномерно, при этом умудряются проследить все существенные сценарные линии.
Все 26 серий идут одна-к-одной насыщенные, плотные и не отпускающие до самого конца.
Поэтому монтаж тут очень активный, редкая сцена идёт более 6и секунд.
Третий момент: это достойный подход к решению сценарных проблем.
Несмотря на всю соблазнительность темы, Ривиас от начала до конца остаётся серьёзным, жизненным и правдоподобным.
Здесь очень легко можно было бы разменяться на фросед драму, соплевыжималку, меху или какие угодно жанровые глупости.
Но слава Богам, Ривиас твёрдо и неуклонно идёт по намеченному курсу.
Ни тебе внезапных скелетов в шкафах, ни идиотских заговоров…даже деус-экс-макина тут аккуратно обыграна.
Вот как надо писать увлекательные сценарии без дешёвых приёмов!
Последний по списку, но не по сути момент: проработка.
Вот теперь, мысленно объёдините всю эту кучу героев, 26 серий, строгий сценарий и поразитесь тому, сколь щедра и глубока проработка материала.
Начиная от чисто фоновых и декоративных вещей типа сеттинга и обстановки до сути Ривиаса – героев, их бэкграундов и сложной системы связей, их всех объединяющих.
При этом, баланс детализированности выведен очень хорошо: не избыточно, но и не недостаточно.
Ровно столько, чтобы сперва чуть прогрузить, а потом дать с наслаждением возможность наблюдать за тем, как всё это множество деталей последовательно сплетается, взаимодействует и развивается.
Да, надо признать, что не все из них доведены до общего очень высокого уровня исполнения, не все детали на месте и не все детали прослеживаются до конца.
Но к счастью, таких до незаметного мало и они не критичны.
За воплощение столь амбициозного оригинального сценария взялась одна из любимых студий Санрайз.
Первое, на что обращаешь внимание, это специфичный рисунок и акцентом на мягких линиях.
Все персонажи, лица и даже декорации проработаны детальными, мягкими линиями.
Выглядит это специфично, надо смотреть.
По началу это несколько мешает запоминать кучу героев, но потому привыкаешь.
Если закрыть глаза на дату выхода, то можно легко представить себе, что Ривиас выходил где-то в конце 80ых-начале 90ых.
Второе, что сразу же бросается в глаза – это непривычно щедрая анимация.
Да, во второй половине сериала будет очень много рекапа и больше статики, но это не отменяет того, что первая половина аниманирована непривычно обильно и качественно для сериала.
И не могу не отметить великолепно подобранной палитры натуральных цветов, привет старая школа.
Если приглядеться, оттенков в рамках нескольких сцен используется много, но они на полутонах.
В конечном итоге, техническая часть выполнена образцово для полноформатного сериала, при этом, не без индивидуальности.
А вот с музыкой они решили немного поэкспериментировать.
Основной OST к сериалу состоит из ненавязчивых и отлично попадающих в кадр тем.
Но его зачем-то решили осовременить, и местами можно напороться на обрывки ни к чему не привязанного хип-хопа в духе конца 90ых.
Как и любая подобная погоня за тредном, со временем это смотрится нелепо и неуместно.
Переходя от общих моментов к личным, скажу, что в оценке я несколько колебался.
Мне не очень симпатичен ряд мелких не доведённых до ума моментов типа мехи и особенно несколько смазанный, притянутый за уши мягкий финал.
С другой стороны, Ривиас не просто отлично выполнен и наполнен интересными героями, он поднимает важные проблемы.
Идейное содержание настоящее, не переходящее, отлично кореллирует с поднятой проблематикой, а многогранный угол рассмотрения проблем, несомненно радует.
Я получил особое удовольствие от прослеживания взаимодействия, столкновения и развития героев, их характеров и осознания.
Тот случай, когда сам процесс увлекательнее, чем результат.
Конечно, тут обязательно должен появиться кто-то очень умный и с апломбом сказать про то, что весь Ривиас это детский сад и вся идейная начинка здесь того же уровня.
Но на мой взгляд, Ривиас это редкий случай правильной открытой системы для интерпретации.
Самоидентификация, внутренняя и внешняя честность, целеполагание и воля, здешних героев приводят их к самостоятельным выборам.
А эти выборы ведут к последствиям и ответственности.
Каждый решает сам за себя и выносит то, что может.
Точно так же, как и внешний наблюдатель, отличной метафорой которого тут является местный Деус Нэя.
Оно вроде бы просто и банально на словах, но как-то неочевидно, очень сложно и больно по жизни.
В этом весь сериал.