Texholyze 5/10Технолизуй меня! Технолизуй меня полностью!Добро пожаловать на тёмную сторону аниме!
Благодаря одному замечательному Антоше, наконец закрыт один из жырнющих и слишком долго висевших пунктов в PTW.
Для кого-то подобные временные дистанции могут показаться дикостью.
С одной стороны, хороша ложка к обеду: всегда лучше есть пока тёплое
и шевелется.
С другой стороны, время всех расставляет нужным местом и если вещь настоящая, то она становится вневременной.
И предварить рассказ о тотальной Технолизаднице хотелось бы как раз расстановкой временных рамок.
Что-то такое витало особенное на пороге Меллениума, что вылилось в особый, крайне компактный и очень характерный ряд работ, куда входит и наш предмет разбора.
Вы и сами можете его легко назвать, благо, список вряд ли займёт более количества пальцев на ладошке.
Пружина закрутилась в памятном для индустрии реформационном 1998 году, когда на бумаге только начал выходить знаковый БЛЯМ! а на ТВ каким-то чудом, среди изобилия ярких и оригинальных работ, тихой тенью пристроились Серийные Эксперименты Лейн.
О последних мы ещё поговорим, но не сейчас.
Верхней границей станет подводящий итоги Эгро Прокси, со свойственным ему постмодернистским лукавым прищуром смешивающий всё в кучу, деконструирующий на лету, выворачивающий на изнанку.
Именно эта пара вещей из местных кризисных времён наметила эстетику и проблематику смены тысячелетий на другой стороне глобуса.
Япония всегда смотрела вперёд в будущее с большим отрывом и все 80ые только и занималась тем, что пыталась нащупать в ближайшем будущем пульс настоящего.
Немного подустав от безрадостных и чем далее, тем более ударяющихся в крайности вещей ОВА-эпохи, в 90ые культурное поле Японии вместе с бумом консолей накрыл ретроградный тренд на фентези и эскапичную сказочность, позволяющую укрыться от осточертевшей действительности и ещё более тревожащего будущего.
Но вот же очередной забавный парадокс: чем более погружалась индустрия в гонку технологий, тем быстрее она приближала то-самое тревожное будущее.
Лейн первой мощно и ёмко выразила озабоченность развития постинформационного общества и главной темой выбрала экзистенциальный кризис и самоидентификацию в условиях новых технологий.
БЛЯМ! задал эстетику и атмосферу пост-киберпанка на десятилетие вперёд.
И только окончательное и торжественное слияние общественных масс и информационных технологий в виде соц. сетей и вездесущих хэндхелдов сняло эту тревожную симпотматику самим фактом своего распространения и доминирования.
Взамен дав тотальную паранойю об информационной безопасности и полностью поменяв контекст общения общества.Таким образом, Эрго Прокси в 2006 суммировал и закрыл на время мрачные видения будущего эпохи смен тысячелетий.
Точно так же, как Призрак Осии закрывал эпоху классического японского киберпанка.
Потому что после такой примечательной работы как Эгро, даже такой отъявленный технофетешист как Широ Масамуне создаёт не оценённый по-достоинству Real Drive, где отказывается от мрачной эстетики и пытается экстраполировать уже имеющиеся технологии и показать их с человеческим лицом.
К чему был этот беглый экскурс?
Он нужен не только для того, чтобы дать должный контекст Технолайзу, но и подвести к тому, что даже подобный внешне радикальный проект легко раскладывается на составляющие, если понимать что откуда пришло и куда дальше убежало.
Юность, юность,
Ты куда бежишь?..
А я хочу, а я хочу опять
По лестницам бегать
Металлом пятки лязгать…
Шутейки прибаутками, но вкратце всё именно так.
Лейн, БЛЯМ!, Гильгамеш, Гантц, Волчй Дождь, Технолайз, Эрго Прокси и всякие мелочи тепа Бледного Кокона и тд – всё это не столько даже бусины, сколько грубые и тяжёлые гайки одной громоздкой цепи тревог наступающих новых времён.
Именно этот ряд крайне характерных и самобытных работ наиболее полно отразил смены эпох и культурных контекстов вкупе с опасениями за будущее.
Казалось бы, аниме никогда особо не стеснялось быть неформатным и откровенно не коммерческим.
Взять ту же буйствующую любыми непотребствами ОВА-эпоху, как пик подобных конркультурных работ.
И всё же, единственным оправданием их существования был малый метр.
Только в таком формате они могли бесконтрольно рождаться, смешиваться и исчезать в неизвестность.
То, что объединяет подобные тяжеловесные как для восприятия, так и для продажи работы рубежа тысячелетий, это предельно серьёзный и свирепый настрой в сочетании с полноформатным сериальным метром.
И вот такого ни до ни после уже не было.
Технолайз занимает своё законное место в этом ряду, но вот почётное ли?
Очертив выше список собратьев, нельзя не удержаться от сопоставлений и аналогий.
Да, каждая из этих работ штучна и уникальна, но всё же составляют они условное целое и от сравнений тут никуда не деться.
Потому что ровно такой же непроглядный фатализм царит во всех них.
В ряду прочих, Технолайз смотрится очень органично и к месту.
Что не удивительно, родители его были выдающимися творцами.
За сценарий отвечал Конака Тиаки, старый отакун, плоть от плоти 80ых, дебютировавший сразу классикой в виде Армитаж III, где на фоне классического для ОВА-эпохи киберпанка уже поднимаются новые вопросы о самовоспроизводстве машин.
Далее трудился в поте лица над Гасараки, всё теми же Эксперимантами Лейн, ремейком БабблГамКрайзиса, БигО, РаЗефоном и наконец самим Технолайзом.
Вектор прослеживается более чем очевидный.
Из Эксперимантов, в обсуждаемую работу перешли характерные мягкие дизайны Абэ Ёситоси.
Режиссировал всё это ещё один ветеран-отакун, поднявшийся в ОВА-эпоху Хамасаки Хироси, что примечательно, по киберпанку активно ударявшийся.
Наконец, даже такую вишенку на торте как дико актуального тогда Гакта умудрились вписать в проект.
Благо, его холодный отстранённый и вместе с тем проникновенный вокал отлично подходит подобным технодистопиям:
https://www.youtube.com/watch?v=WEQWl56P-OAhttps://www.youtube.com/watch?v=LXp0v93ZRTsРодители для подобного чада подобрались что надо, а?!
К слову о звуке: работа здесь с ним более чем примечательна.
Учитывая общую молчаливость сериала, звукорежу надо отдать должное не только за старания, но и за изобретательность.
Редкое аниме по-настоящему уделяет внимание звуку, не считая очевидной работы сейю.
Здесь же звуки не столько рисуют и оживляют и без того безжизненные и ржавые декорации.
Звук здесь только усугубляет и нагнетает общее ощущение запустения и деградации всего и вся.
Музыка изредка всплывает на бэкграуде.
Но даже если это в основном эмбиент, то он зачастую играет не как подавляющее большинство, незаметно на поддержку сцены, а наоборот, резким и неожиданным по фактуре звука контрапунктом, заостряющим внимание.
Фоновых звуков тоже внезапно весьма мало.
Но проработаны и выпячены они опять же, резко и призваны заострять внимание.
Например архитипичнейшую сцену в баре будут поддерживать не расслабленный пошлый саксофон, лязг бокалов или неразличимый гул голосов, а дерзкая и неумолкающая канонада ударных откуда-то из-за стены, которых мы при этом так и не увидим в кадре.
Если герой бредёт по пустынному переулочку, мы не услышим ничего, кроме его тяжёлого дыхания, режущего царапания и лязга его протезов.
Многие диалоги нарочито невнятно бубнятся под нос, чтобы быть резко прерванными единственным завышенным по уровню фоновым звуком, будь то стрекот архаичных телефонных трубок, скрип тормозов и тому подобное.
Помножьте всё это на общую неторопливость и протяжённость сцен и получится странный, но оригинальный эффект.
Этот фирменный почерк сохраняется на протяжении почти всего хронометража, чтобы в кульминации сорвать шаблон и ох-ма! какой это неочевидный и крутой ход!
И если визуалка и сценарий не дожимаются, то атмосферу делает парадоксально аскетичная, но очень выразительная работа со звуком.
К слову о визуальной составляющей.
Технолайз заметно пострадал от синтрома 2000-ых.
Он сильно замылен и зашумлён.
И если раньше в 'надцатых копиях смотреть на него было откровенно страшно, то сейчас можно даже без слёз.
Забавно, но именно такая вымученная картинка отлично ложится на остальной материал.
Чардизы популярного ещё тогда Ёситоси узнаются легко, но моногчисленны, разнообразны и тяготеют к реалистичной манере, хорошо отражая своих героев.
Что местная якудза Орган, что уличная банда, что угрюмые мимокрокодилы, и даже выламывающаяся из общего ряда яркая желтоглазая Рин – все характеры отлично схвачены образно, что для сериала с обилием статики, пауз и длиннот несомненная удача.
Все чардизы выразительные и говорящие за себя, пусть даже они намеренно могут быть смазаны.
А вот дизайн ГГ Итисе как ни пытается, никакими сменами причёсок и галстуков не может отмыться от тени бездушного Килли Нихея.
При этом, если фас он просто вылитая копия, то в полуракурсах его сине-стальные глаза странным образом не дают отвлечься от мыслей о Мотоко Кутсанаги.
Вышло ли так случайно, было ли это просто вдохновением, веянием темы, сказать точно нельзя, но факт на лице.
Второй примечательной особенностью визуального стиля Технолайза будет её величество, Охра.
Шутка ли, но почти вся палитра сериала состоит из одних оттенков коричневого: от смежных с жёлтым светлых тонов до предельно сгущенных к тёмному спектру, но почти никогда не чистым белому или чёрному.
Чистых красок и подачи сериал как может избегает, отдавая всё на откуп грязным коричневым полутонам.
3Д часто мелькает в кадре, но в большинстве своём играет сугубо подчинённую роль, помогающую в операторской эквилибристике и особенно сменам глубины фокуса, и местами для техно-мишуры, когда требуется крупный план.
Встроено в кадр аккуратно и для сериала подобной тематики подобное смотрится опять же, органично.
Третьей и самой яркой визуальной фишкой на фоне общего уныния будет вычурная и изобретательная операторская работа.
Странные углы, сложная компоновка сцен, крупные и сверхкрупные планы, визуальные рифмы, резкий монтаж, все активно поддерживают визуальный нарратив и определённо достойны похвалы.
Распараллеливание нескольких сцен монтажной резкой, обрывы фраз и сознательные умолчания в кадре создают эффект единого времени-пространства в кадре.
Если бы не оператор и монажёр, смотреть Технолайз было бы откровенно тягостно.
Эти парни не только оживляют общую картинку, но и в общем молчании и интроверсии зачастую показывают куда больше, чем проговаривается текстом.
Конечно, подобное старание и проработка заметно идут на убыль от начала к финалу, но всё же, здесь они очень точно поймали как настроение материала, так и умение показывать и раскрывать историю через визуальные средства.
Анимировано всё вполне прилично и не смотря на обилие статики, в намеренной экономии кадров заподозрить аниматоров не получается, Мэдхаус тогда веников не вязал и вообще был на коне.
Наконец, финальным штрихом о внешнем оформлении следует упомянуть об общих стилевых решениях.
А здесь они повторяют Тринадцатый этаж, который в свою очередь входит в подобный рассматриваемому здесь ряду работ, западному взгляду на ту же проблематику.
Дизайн Технолайза зиждется на трёх китах: тотальной и беспросветно прогнившей урбанистке городов-предприятий, гангстерских 30ых с ретро-стилем и Якудзой в виде Органа, и аккуратным вплетением не сильно обременяющей техно-мишуры.
В аниме подобное было разве что в Биг-О и в Метрополисе Ринтаро.
Поэтому глядя на обложку с Килли-подобным героем, ждёшь чего-то если не походящего на хтоническую Мегаструктуру, от хотя бы насыщенного железом и технологиями будущего.
А получаешь минимум технологий и максимум ржавчины.
Оригинально ли это смотрится?
Да, вполне, затёртыми такие решения не назвать.
Можно ли это было решить как-то более удачно?
Да и ещё раз да!
В итоге, можно ли считать добавку в виде Якудзы и атмосферу убитых китайских пром-зон достаточной для оправдания сеттнга Технолайза – вопрос открытый.
Но рассказ о визуальных нестыковках и сеттинге будет ниже.
Насчёт старого-доброго…
…кто сказал шпили-вили?!
Нет, конечно же ультранасилия!
Его здесь нет.
Хотя Технолайз является жестоким и не стесняющимся не только показывать кровь в кадре, но и эмоционально давить на зрителя, насилие есть, ультра – нет.
Количество != качество.
Как любитель
проработанных внутренних миров, всё же замечу, что детализации тут нет никакой вообще, в хлёсткость и брутальность подменяется количеством и необязательностью.
ГГ поначалу почти каждую серию будет истекать физиологическими жидкостями, что остаётся только удивляться, откуда в нём столько?
Впрочем, кровушка стабильно будет литься в каждой серии, но…
В очередной раз приведу пример Гильгамеша где все 20+серий пугают да нагнетают атмосферу, а потом ка-а-ак дадут обухом по зрителю в кульминации!
И это запоминается.
Здесь же с одной стороны не стесняются резких телодвижений с первой серии, но вот накала и повышения градуса жести не ждите.
Оно так и будет размазано равномерным слоем.
Надо ли объяснять, что приедается подобный подход слишком быстро?!
А уж эти ленивые круглые дырки ближе к кульминации так вообще – откровенная лень и халтура!
Главной особенностью Технолайза в плане подачи истории можно назвать крайне вязкий и при этом малосодержательный нарратив.
В плане неспешности он может потягаться с самим Гильгамешем, но есть принципиальная разница.
Там, где у Гильгамеша была тайна, задавались многочисленные вопросы, провисали недосказанности и общая тьма разбавлялась чуть расслабляющими атмосферными зарисовками, подобного у Технолайза почти не наблюдается.
Гильмагеш похож на большой и тёмный омут: в него страшно смотреть, но если уж начал, эта зараза меееедленно, но неотвратимо засосёт тебя по самый финал своими тайнами и гнетущей атмосферой тотально безнадёги.
Но Технолайз не любит играть в игры со зрителем, почти не оставляет незаполненных лакун, не пытается интриговать, заводить в тупики, наводить на ложный сценарный след…
Его нарратив одновременно прост и предельно интровертен.
Особенно это характерно для первой половины сериала.
Где-то от середины и далее плотность событий и темп наконец-то возрастают.
И всё же, нарратив в Технолайзе устроен так, что одна серия решает один конфликт и плавно подводит к следующему.
Глобальные вопросы есть, но они не копятся и ажиотажа вокруг них не наблюдается, они просто выходят в своё время на сцену, но без фанфар и срывания занавесов.
Таким образом, с одной стороны, сценарий подаётся очень дозировано и равномерно.
С другой стороны, будучи равномерно размазанным на весь хронометраж без отвлечения на сторонние арки, тупики и просто атмосферные зарисовки, он ложится ну слишком тонким слоем.
Если закрыть глаза на стильную визуализацию, которая растягивает время, отвлекая внимание вычурной подачей, события, их течение и структура крайне просты, однозначны и малочисленны.
Забавным образом это дублируется в визуальной части контрастом исключительной аскетичности всех интерьеров – они почти все буквально пустые - одновременно при очень фактурной и проработанной визуализации экстерьеров этих же мест и помещений.
Получается, что за одну серию происходит единственно значимое событие, продвигающее общий сценарий на шажок вперёд, а всё остальное пространство эпизода отдано на откуп игре с ракурсами, длительным молчаливым пролётам и скупым диалогам.
Минорный спойлер: серия первая: герою отрубают конечности. Серия вторая: герой ползает без своих конечностей. Серия третья: герой доползает до доктора. Серия четвёртая: доктор приделывает конечности герою. Серия пятая: герой пытается освоиться с новыми конечностями…Дальше продолжать?!Создаётся ощущение, что и без того не самый интригующий и завлекающий материал ладно бы растягивают как могут, но вот же фатальный просчёт: ставят спиной к зрителю.
И ведь это можно было бы исправить, добавив большей проработки и деталей окружающему миру.
Наполнить героев необязательными, но характерными для них мелочами, и так далее.
Или совсем уж радикально: ужать хронометраж на порядок.
Уж если делаете упор на атмосферу, извольте её проработать так, чтобы было за что зацепиться на всём протяжении просмотра.
Иначе получится какая-то Exaella – предельно пустые серии неспешных поисков чёрной кошки в тёмных катакомбах.
С героями всё грустно.
Не то, чтобы они были откровенно дурными или плохо выписанными.
Нет, почти на каждую мелочь так или иначе будет своё объяснение и прописан какой-то контекст.
Но общая тотальная интроверсия всех персонажей вплоть до откровенно аутичного ГГ сильно смазывает вовлечение и сопереживание.
И вот здесь я уже не могу сдерживаться от сравнений и вынужден буду оголить обсуждаемого короля:
Сеттинг Технолайза почти полностью за вычетом незначительных мелочей структурно повторяет таковой же в GUNNM Кисиро.
И однажды поймав себя на этой мысли, оставалось только грустно ухмыляться очередному совпадению вплоть до самого финала.
В восьмом томе кажется, там были совершенно такие же итоги финальной технолизации в виде червей-пидоров.А динамика развития героев и их взаимодействие вместе с общим настроением и последовательным нагнетанием страстей ну очень схоже с одногодкой Гильгамешем.
И к большому сожалению, обе слишком уж навязчивых параллели не делают чести Технолайзу.
Там где у Кисиро был бешеный драйв, угар и кровь по колено при практически тех же обстоятельствах, крайне харизматичных героях и великолепно выписанных деталях, в Технолайзе царит полная противоположность: уныние, безблагодатность и общая инерция всего.
Но вот же Гильгамеш: самый казалось бы самый депрессивный, мрачный и медленный сериал вообще, до финала его явно мало кто осиливал.
Но и здесь сравнение не в сторону Технолайза.
Гильгамеш не так прост и фабульно обыгрывает историю о Потопе и гибели человечества, присутствовавший в эпосе о древнем шумерском герое.
И несмотря на предельно давящую, фаталистичную и трагичную атмосферу, беспросветно царящую там, ниточкой, ведущей зрителя через все злоключения становятся очень человечные и живые герои.
Они о чём-то думают, переживают, надеются, стремятся, меняют взгляды и тд…
Здесь вроде бы тот же чёрный фатум, но вот всякая эмпатия и вовлечение разбиваются волнами о скалы интроверсии общей подачи Технолайза и героев включительно.
Случайно или нет, но сквозным визуальным мотивом в Гильгамеше служил камертон – инструмент для настройки
нового мира.
В Технолайзе же ещё с бодрого техно-интро почти каждую серию будут присутствовать бесконечные рельсы приходящие ниоткуда и ведущие в никуда.
И складывается такое ощущение, что всех местных героев как мешки с картошкой погрузили на вагонетку и пустили по одноколейке в один конец.
Ни шагу в сторону, ни лишней эмоции, ни какой-то вольности вне смертельной хватки сценариста герои не предпринимают и это выводит их из поля человеческого вовлечения.
Жаль по сути только женских персонажей, и то здесь их меньше, чем пальцев на руке.
И тут следует пройтись по несуразицам сеттинга.
Уж на что я толерантен к любым рациональным нестыковками, но если они назойливо и постоянно лезут в глаза и от них не отмахнёшься, это всё же просчёт.
Почему женщин в Технолайзе очень мало относительно мужчин?
Почему из детей и подростков одна только Рин?
Как они живут и размножаются?
Откуда и них промышленные продукты и прочие блага?
Откуда такая развитая инфраструктура?
Каким именно образом удерживается социально-экономический баланс и так далее.
Этих и многих других вопросов не возникало бы, не упирайся в них конкретные сценарные вопросы и ситуации.
Опять же, в GUNNM всё было изумительно выписано.
Гильгамеш при вей его кажущейся надуманности, имеет мифологический подстрочник, который давал понимание знающим.
А здесь тупо дыра в земле, куда всё валится и мало что выползает наружу.
Далее перечислять сценарно-сеттинговые нестыковки не буду во избежание откровенных спойлеров, но один финальный гвоздь всё же вгоню.
Плавность подачи истории, отмеченная выше, позволяет мягко и аккуратно входить в этот мир зрителю.
Сперва нам дают затравку, потом чуть прогрузят, а потом контекст обстоятельств постепенно расширяется и с ним же за ручку идёт и внимание.
Сперва одинокий буквально голый герой.
Потом у героя появляются враги.
Потом союзники.
Потом оказывается, что группировок поболее и между ними есть определённые отношения.
И вроде бы кривая вхождения возрастает аккуратно, но вот же зараза, когда дело начинает касаться основополагающих вопросов сеттинга, толкающих героев в объятия смерти, тут парабола уходит бесконечно вверх не пересекаясь с осями повествования.
А в итоге, в кульминационных сериях, когда надо уже окончательно выкладывать все карты на стол, сценарий выкидывает грязный трюк: а что вы, мол, беспокоились, никаких карт в общем-то и не было, это просто так, потому что просто так и взятки гладки.
Стоп, погоди, но ведь с первой же серии была завязка про разделение, обречённость, распределение центров сил…
Но нет, гадкий шулер просто уходит в молчанку.
То ли общая мизантропия, которая пронизывает каждую секунду сериала так поглотила Конаку Тиаки, что ему даже на зрителя плевать.
То ли я пытаюсь найти какое-то обоснование там, где о нём просто не думали.
Всё плохо потому что всё плохо и все мрази.
Либо всё вот так предельно банально, либо я чего-то не понял.
Если в первой половине сериала прослеживалась какая-то связь и продуманность между обстоятельствами и действиями героев, то потом чем дальше в лес, тем шире Технозадница.
И хер бы с ними, странными мотивациями, чудесными совпадениями в жизнях героев и прочие мелочи.
Один принципиальный вопрос никак не даёт мне покоя: чем именно обусловлена подобная тотальная гравитация смерти в сериале?
Чем обусловлена такая одержимость смертью?
С GUNNM всё понятно.
Так понятно, что Кисиро выпустил аж два сопоставимых с оригиналом продолжения чтобы разжевать угадываемые намёком с самого начала вещи.
С Гильгамешем тоже всё понятно: это перлицовка эсхатологического мифа но новый лад.
Но здесь то что за напасть?
Почему всё так плохо и почему ничего нельзя исправить?
Поверхность не даёт ни ответов, ни конструктивных предпосылок, ни причин подобного состояния дел, тем самым полностью ломает причинно-следственные связи и общую идею.
Но, думаю, причина подобного обосрамса угадывается ещё с появлением закадрового текста ближе к финалу, там где сценарист открытым текстом пытается вдогонку оправдать себя и зачитать то, что следовало бы показать своевременно, но даже этого не хватает для восстановления полноценной общей картины.
Финал в этом ракурсе смотрится уже для галочки и ничего кроме гадостного послевкусия не несёт, особенно последняя жалкая сцена с претензией на просвет.
Размышляя о схожести и различиях указанных выше сериалов их визуализации и работе со структурой сценария в пересчете на единицу времени, вспомнил одну киношную параллель.
Для меня никогда медленная подача материала не была проблемой, скорее наоборот, блокбастерное мельтешение меня угнетает и утомляет.
Но медленная подача не означает ещё малосодержательного, репетативного и не развивающегося наполнения.
Любой фильм что Кубрика, что Тарковского можно начать смотреть с произвольного момента и быстро зависнуть, забыв обо всём до самых титров.
А есть например, Терренс Малик или Сокуров, у которых формально к картинке придраться сложно, и темы вроде бы поднимают любопытные, но вот же неприятная особенность: сколько их работы ни смотри, всё равно каждую из них приходится буквально «высиживать» , постоянно напоминая себе о том, что ты должен досмотреть их.
Причины и проблемы Технолайза отличны от приведённых выше примеров, но эффект производят точно такой же.
Те его не смотришь.
Смотреть его приходится.
Как подытожить это эссе?
Бойтесь своих желаний.
Вы знали, с кем связываетесь.
Что же до самого Технолайза, то теперь для меня нет ничего удивительного в том, что он забыт и не актуален ни разу.
Изначальная проблема его в тотальной вторичности.
Но куда как хуже всего то, что под этот набор ранее разработанных клише и декораций не было вложении ни грамма нового и/или интересного смысла.
И на этом фоне уже не столь важны индивидуальные художественные особенности и стиль.
Когда ты катаешься по чужим рельсам да ещё и голый – это повод обратиться к Доктору.
Может что лишнее отрежет или более интересное пришьёт.
Альзо, для постоянных же читателей, ввиду невозможности организовать привычные обсуждения какая вайфу топ, здесь таки была сцена изнасилования.
И трепещите, не одна!
Постарались даже
папа с сыном!
https://www.youtube.com/watch?v=cPCLFtxpadE