Что хотят женщины? Примерно того же, что и девушки. Прекрасного принца. Розовых лепестков и чего-нибудь шёлково-мягкого. Романтичных признаний и учтивости. Антуража, атмосферы, что-то вроде магии в отношениях…
Очень необычное аниме, привлекшее меня своей реалистичностью и правдоподобностью. Любимый штамп, который дублируется во множестве фильмов, это наделение нимфеток силой, которую они используют направо и налево, живут счастливо и в ус не дуют. Фильмы, где рассматриваются реальные последствия такого дара, единичны, и «Мадока» выделяется среди них проработанностью как визуальной части, так и глубины мысли. Не стану утверждать, что «Мадока» какое-то супероткровение, но она логична и красива, а что ещё нам нужно от мультика? Подавляющее большинство аниме про девочек, наделённых суперсилой, игнорируют обратную связь, те изменения в психике, которые должны происходить у неопытных девчушек. Право, смешно смотреть, как школьница бегает за мальчиками, собирает кукол, учится готовке, участвует в самодеятельности, потом проливает реки крови, ползает в грязи, рубит головы… и как ни в чём ни бывало продолжает ходить в школу и заниматься обычными девчачьим делами. Так же не бывает. Ни посттравматического симптома, ни ночных кошмаров, ни навязчивых идей. Человечеством накоплена громадная статистика, мы знаем, что происходит с людьми, которые начинают планомерно воевать и убивать. «Мадока» хороша тем, что именно на этом и построена, именно вокруг сломанных судеб вьётся повествование. Рассмотрим ситуацию здраво. Что произойдёт с девочками, когда их отправят сражаться? Ну, как минимум, они повзрослеют и очень быстро. Это аксиома войны, об этом говорит каждый второй автор, пишущий о войне, эту тему не обойти, это неизбежное следствие битв. Слишком много тяжёлых жизненных уроков, испытаний, потерь, сильных эмоций. Поэтому вечная наивная девочка Сейлор Мун не больше, чем слащавая сказочка. Сюжет развивается, а персонажи застыли. О, нет, люди меняются, когда меняется их жизнь.
Кёко Сакура.
Некоторые черствеют, становятся циниками, превращаются в отличных бойцов.
keko
В ней от девочки сохранилась лишь оболочка, внутри это злой, опытный боец. Она во всём разочаровалась и теперь просто гребёт под себя, превратившись в обычного наёмника. Высокие смыслы утратили значение, девушка стала работать на себя.
Мами Томоэ.
Другие пытаются сохранить себя в первозданном виде, защититься от страшной реальности. Долго не живут, потому что нельзя выжить в изменившихся условиях с помощью старых шаблонов.
Mamy
Она была такой миленькой, что, когда погибла, я испытал облегчение. Жестоко, но правильно, так, как есть в реальности. Боец не может быть няшкой, его мышление перестраивается, иначе кранты по сценарию Мами, — вместо того, чтобы закончить работу, отвлеклась, и её тут же съели. Девочки не воюют, они либо превращаются в солдат, либо умирают. Мами слишком тщательно следила за тем, чтобы оставаться женщиной на войне. Непозволительная роскошь, которая стоила ей жизни.
Саяка Мики.
саяка
Самый грустный и самый типичный для девушек вариант. Девушка обнаруживает, что новая жизнь в корне отличается от того, что ожидалось. Хуже всего то, что она не способна так жить. Если не сможет выйти из процесса, то последствия будут катастрофические. Прежде всего, рушится мотивация. Девушка пришла не ради «этого». Она выполняет тяжелейшую, грязную работу, а моральной компенсации не получает. Её статус изменился и, либо она сама себя перестаёт любить и уважать (в «Мадоке» — я бесполезный труп, годный лишь для битв), либо окружающие её не уважают и третируют (отличный пример Хопс из «Зверополис», когда она билась головой о руль и уговаривала себя «моя работа приносит пользу обществу»). И вот этот сценарий меня пленил больше всех. Если у женщины есть мужчина, она вынесет любые испытания. Хопс поддержал лис, пусть и с кучей скандалов, но они стали крепкой парой, создав друг другу смыслы жить и работать. Вариант Саяки нам расписали предельно ясно – смыслом её жизни был парень, она принесла себя в жертву, и ничего не получила, он ушёл к другой. Альтруизм хорош, если у тебя крепкий тыл, а если ты превратилась в зомби ради счастья посторонней бабы, у тебя снесёт крышу. У женщины лишь один вариант – мужчина, который будет её ободрять и обеспечит душевный покой. Нет мужчины, и баба идёт вразнос. Если бы Кёсукэ достался Саяке, она бы легко продержалась до его смерти от старости, а там ещё неизвестно, как карты легли бы. Старушка могла держать себя в руках, подогреваемая воспоминаниями о любимом, пониманием того, что она должна быть достойна его памяти, да и просто стала бы взрослым человеком, умеющим себя контролировать. А так бедная Мики поставила рекорд по скорости смены взглядов. «Ну и зачем мне это всё? Да пошло оно всё!» Разочарование, отчаяние, ненависть. Надо обязательно резюмировать – когда девушка или женщина получает грязную, неблагодарную работу (мужскую, обратите особое внимание), ей обязательно нужна поддержка мужчины, который придаст этому смысл (всё ради тебя, семьи, детей). В одиночку женщина во всём разочаруется и превратится в стерву.
«Мадока» для меня хороша тем, что избавляет от иллюзий. Каждому своё. Место женщины не на войне, не выдерживает она этого, а уж если пришлось, в одиночку не вытянет.
Да и вообще, тема иллюзий в фильме ключевая, на них всё построено.
Кюбэй классический вербовщик, конченная мразь, который обещает златые горы, ничего не говорит о минусах, а потом разводит руками – вы сами виноваты, не знали, не спросили, не озаботились, а меня упрекаете. Для него всё вокруг сырьё и еда. Показательный момент, когда он съел собственный труп. В фильме не объясняется, какой в этом смысл лично для него, но сцена крайне символична и многозначительна. Человек человеку волк. Важный акцент в отсутствии у его расы эмоций. Фактически они биороботы. При всей своей невероятной мощи, Инкубаторы психические инвалиды, больные маньяки, которых надо держать в узде. Сейчас психологи и педагоги много размышляют на тему эмоций, особенно тревожит обряд обрезания у маленьких детей. Проблема в том, что евреи обрезают своих детей в строго определённый день, нарушая восприятие мира, а значит, формирование психики. Ребёнок отвлекается на боль, и пока он под стрессом, этап формирования эмоционального реагирования на мир проходит мимо него. Евреи эмоциональные кастраты, эту нацию создали искусственно в качестве бойцов, и те, кто вывел их из Египта, очень хорошо знал физиологию и психологию человека. Евреев превратили в чистых бойцов без Родины, которые уже сами по готовому шаблону воспитывают детей с тяжёлыми нарушениями эмоционально-ценностной сферы. Их интересует результат и выгода, эмоции отсутствуют. Показательна реакция Кьюбея, когда работа закончилась – мы собрали энергию, ваша Земля совсем скоро будет уничтожена, но это уже ваша проблема. Вы вдумайтесь – развитая цивилизация пришла к слабой расе, выжала её, выгребла ресурсы, поставила на грань уничтожения и равнодушно пожимает плечами, — нам всё равно. Как же это типично для капитализма, сколько уже раз мы это видели, сколько племён и малых народов убили просто так, ради полезных ископаемых в их земле или просто чтобы не мешались. Нет таких вещей как сострадание, жалость, милосердие. Русские цари писали отдельные указы в защиту малых народов Сибири, губернаторов гоняли, одного даже повесили за бесчинства и зверства. Для Запада это немыслимо – а как же бизнес? Поведение капиталистической метрополии на территории колонии в «Мадоке» показано изумительно.
Ну и наконец, главная героиня,
Хомура Акэми.
poster
Повелительница времени, фанат взрывчатки и огнестрельного оружия. Не рисуется, как Мами, не упивается своей силой, как Кёко, не жалеет себя, как Саяка. Важный психологический штрих к портрету — пользуется пистолетом. Не какая-то красивая магия, не традиционное холодное оружие, довольно хлопотное в применении, а то, что взяла бы любая разумная девушка — «берету». И в этом проявляется её адекватность. Вспомните, как она изрешетила Кюбея, — молча и быстро. Мами сделала бы это с кучей лишних движений, обставив как красивое зрелище. Хомура боец, ей нужен результат. И мы видим её эволюцию. Хомура единственная, кто меняется весь фильм. По сюжету, начинала простой девочкой-школьницей, причём, неумёха, лишённая боевой магии, ей пришлось осваивать взрывное дело и огнестрельное оружие. После провала, она сняла очки, распустила косы, сменила платье и замкнулась, мы увидели совсем другую девушку. Так правильно, так и происходит. Потом она изменилась ещё, и ещё раз по мере изменения ситуации. Напомню, что сюжет крутится именно вокруг изменения внутреннего мира школьниц. Мы не видели Кёко до заключения контракта, но мы видим её в боевом состоянии — это вообще не девушка, это взрослая тёртая тётка, циничная, расчётливая. Зато мы видели во всех деталях, как мучилась и менялась Саяка, смотрели, как тряслась от страха Мадока и как она поменялась, переложив на свои плечи груз грехов всех ведьм.
Совершенно неясно, почему аниме назвали в честь Мадоки, да ещё и так странно – волшебница. Она большую часть экранного времени избегает превращения в волшебницу, да и не о ней, в конечном итоге, оказывается повествование. На мой взгляд, более удачное название дополнительно украсило бы этот фильм, хотя я подозреваю, что это было сделано с целью привлечения зрителя. «Девочка-волшебница» это просто и понятно, целевая аудитория сразу клюёт, а более умное название оттолкнуло бы часть зрителей. Итак, Акэми. Самый сложный персонаж, самый сложный маршрут уродования психики. У неё изначально был крепкий тыл – спасти подругу. Она держалась долго, раз за разом откатывая время назад и проигрывала новый вариант битвы. Стала сильной, жёсткой, расчётливой. И сломалась она на том, что является неотъемлемой чертой ребёнка-подростка, — на эгоизме. Увы, это качество проходит лишь с возрастом и далеко не всегда. Когда Мадока принесла себя в жертву, решив сразу все проблемы, Хомура сломалась.
poster
Она не могла потерять подругу, весь смысл её жизни состоял в том, чтобы её спасти, она много миров прошла, лишь бы Мадока осталась в живых. Не дам! Моё! Чисто детская реакция, усугублённая женским характером. Когда расстаются любимые, именно женщина психует больше всего, мужчина намного спокойнее относится к разрыву. Сухари мы бесчувственные, другую найдём. А женщина прикипает всей душой. Отсюда следующая мораль фильма – не надо бросать в бой детей, они могут научиться побеждать, но удержать победу способен лишь взрослый. Ведь Мадока с блеском закончила партию. Отпусти её, Акэми, это её выбор, её решение, ты не имеешь права ей запрещать. Увы, детский эгоизм на такое не способен, только взрослый понимает, когда надо отпустить человека в свободное плавание, даже если это смерть. Кстати, именно на этом прокололась Саяка. Будь она постарше, послала бы лесом Кёсукэ, неделю бухала бы, а потом нашла другого.
Мадока.
poster
Крыша едет, когда пытаешься оценить её роль в фильме. Я бы сказал, что это контрольная линия, чистый маршрут, с помощью которого мы оцениваем остальных. На контрасте с невинной девочкой гораздо ярче проступают ошибки подруг, это очень хороший фон для сравнения. В финале же её решение оказывается единственно верным. Для меня она отныне ассоциируется с Александром Матросовым – тоже приняла весь удар на себя, чтобы другие жили. Пожалуй, её поведение наиболее адекватно. Она очень долго колеблется, не может решиться, её тянут в разные стороны, а девочка в растерянности. Потом понимает картину в целом, всю интригу и принимает верное решение.
poster
Отдельного внимания заслуживает реализация ведьм и их микромиров. Это такой сюр, что не каждому психу в голову придёт. Это бесполезно пересказывать, это надо смотреть. Самобытно, зрелищно, мощно. Музыка, как всегда в аниме, усиливает атмосферу, она прекрасна.
И да, девушек тут убивают. И это правильно, на войне бойцы несут потери, нельзя выиграть, не потеряв ни одного солдата.
необъятныйгрустьюпрохожиенеожиданно