Когда я спросил знакомых, как он, новый Биошок, я получил реакцию в виде «10 из 10, прекрасная игра», и думал было поиграть, но тогда этот аляповатый сеттинг Америки самого-самого начала прошлого века меня оттолкнул — не очень-то я его люблю. Я его не полюбил. Но насколько неимоверно он прекрасен в контексте игры!
Да, тут будет много букв в качестве реакции моей на игру. Не ставлю многострочный спойлер, так как не хочу накосячить с разметкой: для полноты впечатлений мне понадобится упомянуть некоторые моменты, которые тем, кто в эту игру ещё не играл, знать не стоит. Ибо такой-то сюжет. Просто не смотрите под них — надеюсь, будет и так нормально читаться. Ну а на пастебине спойлеров нет, так что извините.
Игра встречает нас дождём, гребущими непонятными людьми и главным героем, который первоначально похож на наёмного убийцу или около того: ему заказали девушку, но не убить, а привести в Нью-Йорк. Bring us the girl and wipe away the debt. Что за долг? Судя по повадкам, карточный.
Да, я не сверх в восторге от этого сеттинга. Да, такой градус духовности должен отталкивать. Но когда Букер (главный герой) спускался на капсуле в город, я поставил игру на паузу, и убежал гоняться за челюстью, которая отвалилась настолько сильно, что убегала от меня, дабы увеличить расстояние: это
неописуемо красиво. Это идеал внешнего вида игры на данный момент для меня. И планка не упала: только выросла. Но я не мог этого предугадать, я просто смотрел на фрески, на то, как свет пробивается через металлические пластины и складывается в буквы пророчества.
В момент входа в город я был готов простить этому обществу всё просто за то, что они создали этот город. И был готов простить до того, как встретил там Элизабет… Но это уже другая история, которую нужно узнавать из игры. А до этого я убивал и любовался, любовался и убивал, но с некоторым сожалением. Хотелось просто поселиться там. Вот она, американская мечта, патриотизм, религия, здоровый дух и здоровое тело у всех горожан.
Но было бы глупо отправлять игрока устраивать кровавую баню в город мечты, правда? Герою хочется сопереживать. Получится: мало Элизабет, так ещё и на деле это общество а-ля Иран плюс Северная Корея: невероятной силы религия плюс культ личности и «ты презерватив и ты презерватив, а я виконт Де Бражелон»: можно услышать, что в «Содоме внизу» (обычном мире) съели ребёнка на праздник, а другого сожгли.
Закулисье, закулисье, вот что лучше всего там показано. Закулисье революции, закулисье утопии. Везде кровь, грязь. И иногда — надежда.
На этом моменте я прекращу на время рассказывать про сюжет, и перейду к геймплею, который тоже меня порадовал. Я совершенно не хардкорный геймер, если мне рассказывают хорошую историю, то я готов жать Х, чтобы выиграть
инбифо купи себе плейстейшон, а если надо прилагать огромнейшие усилия и проходить подолгу, то могу и читами воспользоваться. Потому эта оценка не особо адекватна, однако вот. Там как раз идеал: если думать головой, то можно ни разу не умереть (я вот так и сделал, правда, на лёгком уровне сложности), а если не думать и не использовать преимущества как надо, то быстро умереть. Однажды, кстати, был близок к смерти из-за того, что надо было быстро спасти Элизабет. Быстро — на словах, игра даёт неограниченное время. Но я просто не мог тормозить, так сильно захватил меня процесс и сюжет.
У игрока есть крюк, которым он может бить врагов, а также кататься по трассам и цепляться за другие крюки, а также две пушки на выбор. Плюс энергетики и 4 шмотки (Манчкин, лол). Я собрал, как мне кажется, оптимальную комбинацию в виде пистолета и автомата в оружии, энергетик использовал «Поцелуй дьявола» (фаербол, короче), шмотки собрал так, что при оверкилле поверженный враг бил всех вокруг молниями (стан на некоторое время и небольшой урон), а при смерти от «Поцелуя дьявола» бил ближайшего им же. Поставил на этот энергетик усиленные осколки, и враги стали умирать просто пачками. Читал на форумах, что таких комбинаций немало, и я считаю, что это безусловный и огромный плюс.
Ещё там мгновенный респаун (я умер один раз случайно, изображая из себя Принца Персии
говорил до этого «ни разу», ибо понты вне боя в безопасной ситуации не считаются, и появился почти на том же месте). На такое вот очень жалуются игроки, однако это очень важно по сюжету:
spoiler alert почитайте про квантовое бессмертие, вспомните трактовку момента с орлом и решкой.
Элизабет тоже выполняет важную роль. Тем, кто прошёл — не интересно, кто не играл — узнает (или не интересно, ибо не опробует), потому вкратце. Во время боя можно увидеть силуэты всяких полезных вещей, и можно попросить Лиз их там сделать. Она их вытаскивает из иного измерения, ибо имеет между ними связь. Можно открывать не более одного разлома (так они называются, да), потому стоит выбирать с умом. Также, так как механика там олдовых шутеров или рпг, а аптечки всякие носить нельзя, она кидает в тебя
топором здоровьем, патронами и так далее. Кулдаун приличный, как правило.
Но главное в ней — не польза, а она сама. Это живой человек. Во время боя она прячется так, чтобы её не задела шальная пуля (так-то в неё никто не стреляет — она всем нужна, и не пытается схватить — гг слишком опасен). Причём не абы где, а действительно там, откуда по ней не стреляют. Вне боя она не просто ходит в двух шагах от пятой точки главного героя, она живёт своей жизнью, бегая рядом с ним, забегая вперёд, чтобы что-то посмотреть, задерживаясь, если нашла что-то интересное ей. Иногда этим интересным оказываются деньги, которые она отдаёт игроку. А если учитывать, что она уберняша, то созерцание её действий доставляет не меньше эстетического удовольствия, чем
въезд влёт в город. Я наделал немало скриншотов, и там как раз примерно поровну Элизабет и снимков Колумбии.
А теперь то, за что я хочу отдельно поблагодарить сценариста. То, что делает игру на 20% круче оценки 10 из 10.
Весь последующий абзац — жёсткий спойлер, я предупредил.
И ещё раз предупредил. Вам не надо заходить туда, если не прошли игру, если прошли её на три четверти или сегодня закончите. Только если уже всё.
Знаете ли вы про деконструкцию?
ruwiki://Деконструкция Разработчики знают точно. Я не особо силён в глобальном её разборе, потому расскажу только по верхам, на примере персонажей. А может быть, только с ними они и провели эту операцию.
Для начала, рассмотрим типичную модель подобной истории, со спасением невинного человека, стариком-злодеем и главным героем, что своей смертью искупляет чужие грехи. Различение:
1. Обычно этот злодей держит в темнице силой невинного человека, чтобы таким образом укрепить власть, например, настоящего короля держит его злой двойник.
2. Герой узнаёт об этом и решает спасти заточённого из
альтруистических соображений.
3. Если герою суждено умереть и не воскреснуть, то он это делает ради того, чтобы спасти мир и невинного человека, смыть их грехи и всё такое.
Последствия инверсии в Биошоке:
1. Злодей держит в темнице невинного человека, чтобы передать ему власть, всучить её, так сказать.
2. Цели героя — заплатить жизнью девушки за карточный долг алкоголика.
3. Эээ… ну вы поняли. Я не умещу это всё в один пункт.
Вот три основных пункта и тысячи других (по мелочи — это Лютессы, которые перекочевали из нейтральных в злодеи и уже оттуда — в серые кардиналы, что нетипично, в таких историях кардиналы — это старые мудрецы-волшебники. Кстати, вместо волшебства тут квантовая физика… Ну, понятно) обеспечивают напрочь разорванные шаблоны игроков. Лично я такое вот люблю, ценю и всячески восторгаюсь, ибо это мастерство.
Что ж. Вот такова моя телега про замечательную игру Bioshock Infinite. Всячески её рекомендую, ибо там идеально всё: от сеттинга, до персонажей, от сюжета до предметов в игре. Разве что игровой процесс на любителя, но мне кажется, что даже если этот минус сделать максимально жирным, то он не затмит и четверти плюсов этой игры.