Ну вы поняли, да?
Сегодня у меня был довольно насыщенный день, но поговорить я хочу, как ни странно, об играх. а в центре моего внимания будет Hard Reset, который причисляет себя к шутерам старой школы иявляется инди-проектом в стиле киберпанк.
Признаться, я слышал об этой игре много хорошего от Пинка и подумал: "Эй, этот чувак постоянно скулит, что игорь утонул, а тут хвалит игру и рекомендует к ознакомлению, это всё неспроста!" Если кратко, я был прав и Пинку точно платили за рекламу.
Для начала сюжет. Как по мне, то в шутерах это весьма условная штука. Позвольте привести пример. В Биошоке нам рассказывали запутанную историю о подводном городе, в которой пытливые умы нашли отсылки к реальной жизни и даже толику философии. "Что же" - подумал тогда я: "Это здорово и разработчики не даром жуют свой хлеб с маслом и сервелатом". С другой стороны, вспомните Doom 2. Я вообще был удивлён, что там был сюжет! А теперь вспомните квейк 2. Вы должны сражаться со строггами, потому, что люди с ними воюют. А Дюк Нюкем? Инопланетяне захватывают мир, а у Дюка как раз завалялась без дела пушка. И это, чёрт побери, было прекрасно! Весь сюжет был нужен только для того, чтобы сказать кто твои враги и почему они твои враги.
Тяжёлая Перезагрузка рассказывает нам историю о парне из будущего. Он работает солдатом или наёмником, который должен охранять базу данных оцифрованных личностей людей от полчищ машин, с которыми люди почему-то не в ладах. Окей, но можно вопрос? Если мы поссорились со стиральными машинками, то зачем нам этот банк данных? Это что, сервера Вконтакте и Одноклассников? Как они помогут роботам? Они загадят наши стеночки и напишут плохие комментарии к фоточкам? И почему, скажите на милость, если роботы наши враги, вы на каждом углу предлагаете купить робо-женщин для сексуальных утех? Бабы-роботы наши друзья? Не все машины подняли восстание? Какого чёрта!
Ну хорошо, закроем на это глаза, ведь, как я говорил, сюжет в шутерах не самое главное, и перейдём к атмосфере. Нам обещали киберпанк и, похоже, он есть. В том смысле, что если грязные улицы городов будущего и есть киберпанк, то всё на месте. Признаться, меня сильно напрягало то, что с одной стороны у нас обшарпанные стены, а с другой - сияющие вывески и торговые автоматы на каждом углу. Это смотрится, как гопник, обвешанный сияющей ёлочной гирляндой. Если хотите годной атмосферы, то берите пример с Deus Ex: HR, где воняющие мочой дворы соседствуют с сияющими улицами и не вызывают боли в глазах.
А что же наши враги? Честно говоря, я не знаю способа сделать их более раздражающими. Это довольно глупо выглядящие роботы, которые производят впечатление, что я смотрю какое-то детское шоу. И они реально бесят. Помните Пэинкиллер? Суть игры была в том, что вы идёте по коридорам, а на вас кидают толпы врагов. Так вот, тут то же самое. С той разницей, что эти маленькие дьяволята прут со всех щелей и бегают по экрану, словно я угодил головой в осиное гнездо. Ещё они обожают заходить из-за спины, словно вылезают из ануса главного героя. Одни довольно легко уничтожаются, а других надо долбить по 10 минут, но игра наивно полагает, что чем больше врагов в одном месте она на вас скинет, тем веселей. Ничерта подобного! Это её усложняет, при этом делает более бесящей. Я с трудом справился с одним робо-мастадонтом, куда вы суёте мне сразу троих? Я ведь не могу залезть на дерево, как кошка, и стрелять по ним оттуда. Я вынужден бегать, как тореадор, а моё здоровье тем временем стремится к нулю со скоростью чувака, которому приспичило в туалет и он пробежал десять километров до ближайшего нужника, чувствуя, как его внутренности вот-вот взорвутся.
А что же мы? Как отбиваться от этих полчищ? Для этого у героя есть две пушки - энергетическая и огнестрельная. Сначала это автомат и плазмомёт. Хотите больше? Просто купите улучшение и ваш автомат будет трансформироваться в дробовик или гранатомёт, например. И это скучно, народ. Всю игру смотреть на два ствола, на которые ты просто вешаешь больше деталей в роде освежителя воздуха или магнитолы, элементарно утомляет. Хочется чего-нибудь ещё. И они дико скучные. Вся разница лишь в том, как летят пули и какой урон наносят. Почему бы не придумать хоть что-то, что может быть будет весело использовать? Ах да, нуар, киберпанк, сириус бизнес, я понимаю.
Чтобы улучшить оружие, собирайте бонусы. Наберёте нужное количество - ищите торговый автомат и прикручивайте новую игрушку с своей пушке. Можно улучшить и свой костюм, но это не настолько полезно. Здоровье не регенится. Да, это олдскул, детка! Собираем аптечки! Ещё у нас есть щит, который восстанавливается, но я думаю, это можно пережить. Ведь у нас есть костюм из будущего. Ещё у нас регенятся патроны, но достаточно медленно, чтобы это не сильно бросалось в глаза. И улучшения костюма позволят вам одновременно таскать больше патронов, быстрей регенится или включить указатели пути и поиска бонусов, которых, к слову, я так и не увидел. Всё это практически никак не влияет на игру. Патроны разбросаны в больших количествах, щит и так достаточно быстро восстанавливается, а все новые и новые толпы злых фенов находят более эффективные способы превратить вас суповой набор. Пустая трата ресурса, вот что это такое. Что же до оружия, то апгрейдить его придётся хотя бы потому, что иначе от него никакого толку. Но вот апгрейды эти довольно часто работают слишком криво. Купил я оптический прицел на автомат, наивно думая, что теперь то уж я им покажу силушку богатырскую. Но всё, что он делает - это приближает камеру чуть ближе. Видимости это практически не улучшает, зато круто уменьшает площадь обзора, чем пользуются тостеры-людоеды. И толку от этого, если разброс пуль у автомата такой, что попасть во что-то, что не стоит у вас перед носом сложней, чем продеть нитку в иголку с разбега с завязанными глазами.
Но ваш верный ствол не единственный, кто может разобрать противника на металолом. Повсюду разбросаны бочки, газовые баллоны, электрические генераторы, автомобили и ещё куча всякого мусора, который можно взорвать, попутно отправив в ад группу недружелюбно настроенных циркулярных пил на ножках. И это так эффективно, что при первой же возможности я ими пользовался. Даже тогда, когда врагов на горизонте не было. Просто было здорово в кои то веки что-то взорвать, после того, как много лет я не мог даже листочек на дереве заставить шелохнуться выстрелом из ракетомёта.
Итак, у нас худо-бедно есть сюжет, есть какие-никакие враги и арсенал оружия, нет перекатиков и регенераций здоровья. Но почему же я до сих пор не намок? Дело в том, что игра делает упор на "Hard", а не на "Reset". В том смысле, что жопораздирающе сложная, уж простите за мой французский. Дело в том, что тут не просто нет укрытий@перекатиков, здесь вообще нет укрытий. И когда впереди образуется взвод стрелючих железных человечков, вы стоите, как в чистом поле у них на виду. Столько пуль не ловит даже мишень в тире! Кроме того, здесь полно противников ближнего боя, которые не любят ходить поодиночке. Поэтому приходится скакать по окрестностям под сплошной стеной выстрелов, подгоняемый пинками железных ступней. И, как ни странно, долго вы так не побегаете. Очень скоро придётся загружаться к чекпоинта.
Вот ещё одна глупость - есть чекпоинты, есть слоты для сохранений, но почему нет квиксейвов и квиклоадов? Порой, отбившись от кучи железных засранцев, я скачу к аптечке на своём последнем оставшемся ухе, как открывается дверь гаража и оттуда вылазит огромный бронированный вага-бугер и одним щелчком превращает меня в краску для стен. Я даже не успевал понять откуда мне таких люлей прилетело, как приходилось начинать всё с начала. А игра усмехается вам в лицо: "Эй, а я ведь всё записываю и веду статистику. Ты же хочешь увидеть красивые цифры, да? А вот сена лысого, я буду обзывать тебя неудачником, даже если ты доберёшься до конца!".
И словно этого мало, управление там такое, что я лучше бы переспал с дикобразом. Нельзя просто взять и выбрать пушку. Бромир.жпг Вы должны вытащить огневую систему, энергетическую или огнестрельную, выбрать режим стрельбы и только потом стрелять. А пока вы тратите на это драгоценные секунды, враг, что был где-то там, уже мочится вам на ботинки. Бег действует короткое время и в это время экран размазывается, как машинное масло по стене, а герой спотыкается о каждый угол. Конечно же, в режиме бега стрелять нельзя, нужно ловить пролетающих люлей и пытаться списаться в поворот или не навернуться с высоты. И да, приседать нельзя, только прыгать, если это вообще можно назвать прыжками. Да курящий жирдяй прыгает выше и быстрей! Я знаю, что это нужно для обладателей гейпадов, но ребят, вы уж определитесь кого вы хотите удовлетворить в первую очередь. Управление должно быть интуитивно понятно, не надо на три кнопки вешать только переключение между огневыми системами и лишать меня кнопки "использовать". Я не могу открыть лифт и стрелять одновременно! Да, это было в Квейк 4, но это не перестаёт быть плохой идеей. Если вокруг столько шустрых любителей мелко нарубленной человечины, то почему я должен двигаться, как пенсионер, без возможности сбежать, сверкая пятками, к мамочке?
Помните секреты в Wolfenstein 3d? Здесь они тоже есть, но найти их едва ли просто. Дело в том, что вы должны чётко знать, что там будет бонус, а там - продолжение уровня, ведь вернуться вам не дадут. Кроме того, они частенько зарыты в таких местах, что их просто не видно, пока не свалишься прямо на них.
Уровни же не блещут красотой и разнообразием. Иди по грязным улицам, заходи в технические помещения, жми на кнопки и это поможет тебе пройти дальше. А потом РАЗ! и уровень заканчивается. Словно кто-то и вправду нажал на кнопку "cancel". А в награду, кроме хреновых цифр, вам предлагают заставки, стилизованые под комик с движущимися картинками. Смотрится, честно говоря, так себе.
В итоге Тяжёлую Перезагрузку вряд ли можно назвать шутером старой школы. Скорей это аркада от первого лица и выполнена она довольно убого. Его нельзя назвать весёлым, он просто сложный и если мы любите, когда игра имеет вас в глазницу, то вы найдёте в ней плюсы. Я же привык к тонкому балансу, когда мне дают шанс выиграть и повысить свою самооценку, не давая при этом заскучать настолько, чтобы я во время игры начал охотится на муху, летающую по комнате. И да, анимированые комиксы смотрелись плохо ещё в 1998 году. Я понимаю, что "инди" означает, что команда разработчиков может жить и работать в однокомнатной квартирке в хрущёвке, не чувствуя себя стеснённой, но если вы просите за игру почти 300 рублей, будьте добры отработать. Пока я бы не дал за неё и половину этой суммы, будь у меня выбор.