Turn ∀ Gundam 8,5/10А крылья - раз!А крылья – два!Земле плевать,Она мертвааа…Поговаривают, в 90ые Ёшиюки Томино переживал далеко не лучший период.
Две затяжные депрессии, по его же словам, и целая россыпь последовательно неудачных проектов явно не лучшим образом на нём сказались.
Борьба с давлением продюсеров и производителями игрушек, неудачная Виктория, неоценённый Х, позорное фиаско в попытке экранизировать оригинал легенды о Байстон-Уэлле
>>897954 ещё менее востребованный и провальный Brain Powerd…
Декада у него явно не задалась.
И как это бывает с настоящими творческими личностями, самые яркие и интересные работы рождаются в самый тёмный час.
ТёрнА завершает злополучную декаду в творчестве Томино и является отдушиной, в которой мастер свободно и полноценно раскрылся с неожиданной стороны.
Этот поворотный во всех смыслах сериал в необъятной франшизе давно привлекал моё внимание своим экстравагантным видом.
А обилие полярных мнения вокруг него только подогревало интерес и распаляло любопытство.
Серию Гандамов я как-то всю жизнь избегал, причём сознательно.
Мне давно и с самого первого взгляда резко не понравился намеренно игрушечный и гуманоидный дизайн самого Гандама.
Такая же история, к слову, приключилась с остроугольным Драгонболлом.
И мнения об их внешнем виде я до сих пор не поменял.
Выглядят они, простите, как оно-самое.
При этом у кого-то из случайных знакомых я увидел классный трансформер в виде истребителя.
Значительно позже, оказалось что это классическая белая Валькирия VF-1S с каноничной чёрно-жётлой схемой из первого SDFM самого Роя Фоккера.
Вроде бы, случайная детская глупость, но в итоге я наизусть знаю и нежно люблю почти весь цикл Макроссов, при этом Гандамов «за глаза» избегал как мог.
Когда же появились первые сайты с базами данных, длиннющие списки вышедших работ по Гандамам откровенно угнетали.
А учитывая их стандартный номинал аж в полсотни серий, желание за них приниматься исчезало совсем.
При всём при этом, я беззаветно люблю меху и подобную технарскую боевую фантастику, чем приземлённее, тем лучше.
И в этом кроется ещё один момент, отталкивавший меня от Гандамов.
Как писал ранее
>>/a/860284 ключевая проблема Гандамов в том, что они суть Мери-сьюхи от мира мехов.
Это универсальная машина без недостатков и ограничений, которая лишь прикидывается серьёзной боевой единицей.
Выглядит подобное притворство крайне неубедительно.
И жил бы я себе не тужил, но мой любопытство свело меня однажды с прекрасной незнакомкой.
Была она загадочна и привлекательна, светлые локоны играли на ветру, а барражирующие где-то далеко в небе аэростаты затмевали бельевые верёвки со свежей стиркой…
…растянутых между кистям Гандама?!
Нани?!
И кто его знает, сколько бы я ещё ходил вокруг да около, держа глубоко в памяти манящий светлый образ, пока однажды случайно не зацепился за ещё один старый след, который в итоге привёл меня в Байстон-Уэлл
>>897934И тут всё как заверте…
Гром и молнии!
Звездная длань разверзлась и осыпала землю своими искрами!
Под нестройный речитатив с небес спускается колесница Богов!
Грохот! Раскаты! Пыль вздымается столбами!
Где-то в небе нестройно кружат орланы.
А тем временем металлическое нутро отверзается, проливая свет земной на троих звёздных странников!
Кто они такие?
Зачем сюда явились?
Почему столь молоды?
Почему так быстро разбегаются?
Глаза не успевают привыкнуть к слепящему утреннему Солнцу, как его тут же закрывает нечто громадное и жёлтое!
Взгляд героя прищуривается, в попытке окинуть взором чудаковатую проплывающую куда-то мимо громадину.
Мои же глаза пытаются пока привыкнуть к торжеству аналогового гения, как под вкрадчивую и манящую музыку Йоко Канно, ГГ обнажённым вступает в реку.
Во всех мифологиях реки разделяют миры.
И я сам не успеваю поймать тот момент, когда начает работать магия нового мира.
Цветовая палитра – сама нежность во плоти.
Работа с цветом это деликатнейшие прикосновения кисти, создающие при помощи натуральных красок настоящее чудо.
Цвета оживают, обретают объём и фактуру и картинка обретает глубину и перспективу.
Ты сидишь не у экрана, а у широко распахнутого окна в иной мир.
И магия умелых рук художников просачивается сквозь него дуновениями ветра, замахом пыли и выжженной травы, терпких степных трав и влажностью утренней росы.
Я не мог поверить своему счастью, что это волшебство может продлится столь значительное время!
После плоской, выжигающей глаза современной синтетики, призванной замылить взгляд обилием пустых и бессмысленных спецэффектов, столь изящная и искусно исполненная картинка не желала меня изнасиловать, а приглашала прогрузиться в прекрасное и невероятно притягательное путешествие.
И внешность её не была обманчива.
С неё не слетел дюймовый слой цифровой штукатурки и под утро я не застал рядом с собой облезшее уродливое чудовище.
С картинкой здесь не хотелось расставаться свою ночь напролёт.
В неё хотелось погружаться ещё и ещё.
И она щедро дарила свою ласку и красоту.
Наполняясь ею, я чувствовал только больший прилив сил и желание не расставаться с нею.
И расставаясь, я уже не мог смотреть на других.
Даже сны мои стали такими же светлыми, лёгкими и изысканными.
Эстетический оргазм.
Один за другим.
Как прикосновения чему-то эфемерному, ускользающему и манящему, но одновременно близкому и столь невыразимо прекрасному…
Вообще, пример ТёрнА это редкий образчик мощного и нежно возбуждающего эстетические центры аниме, без того, чтобы намеренно рисоваться или формально играть в эстетику.
Ощущения схожи с расслабляющим эффектом от венецианской Ария, но не настолько транквилизированных.
В кадре мало затёртых по постановке сцен, много просторных фонов, много живого, наполненного деталями и дышащего пространства.
Это внимание к мелочам прослеживается в каждом аспекте и создаёт очень интимную и сильную эмпатическую связь с нарисованными миром.
Операторская работа, пролёты камеры и раскадровка сцен просто чудо как хороши, а удачных и сочных ракурсов в каждой серии пачка.
Редкое аниме заставляет тебя постоянно тянуться за клавишей, щёлкающей скриншоты, но в итоге их набрался целый альбом с каждой серии, что вообще большая редкость, тем более для столь большого сериала.
Я мог бы подробно и детально расписать и за удачные дизайны, и за роскошную деликатную цветовую схему, и за обилие классных и не лезущих в глаза мелочей, и за вкусный звук, и за очень умелую и продуманную операторскую работу, и за гармоничную и интересную композицию кадра, проработанные планы…и так далее.
Но факт в том, что ни одно из этих слагающих само по себе не является достаточным и решающим, а только их общая умелая компоновка даёт ту синергию звука, цвета и динамики, которая столь аккуратно и приятно ложится на общее восприятие.
С аудиальной частью здесь так же всё замечательно.
Все сейю на месте и отлично подобраны, а уж основным героям с ними особенно повезло.
Представить их без этих живых и характерных голосов решительно невозможно.
За музыкальную часть отвечала несравненная Йоко Канно и она тут вписалась как нельзя лучше.
Её узнаваемые мягкие и лиричные инструментальные темы бесшовно вписываются в картинку и великолепно подчёркивают момент.
Пьесы Канно здесь несколько менее возвышенны и нагнетают меньше пафоса, чем обычно.
При этом любопытно аранжированы и раскрашены экзотическими индейскими тонами.
Лучше всего это демонстрирует шикарный опенинг, в котором кроме сочного ниххонского ингриша в припеве навязчиво слышится TOR-MEN-TOR TOR-MEN-TOR TOR-MEEEENT:
https://www.youtube.com/watch?v=tpqwY7tsZS4Хотя если уходить в чистою вкусовщину, я бы предпочёл прямые стилизации под салонную музыку конца позапрошлого века и чистого кантри с банджо и всем сопутствующим при аккуратной синтетической подложке.
И да, тут даже отметилась наша замечательная Орига, замечательно озвучившая лунную тему , для которой это кажется был дебют в анимационном проекте,:
https://www.youtube.com/watch?v=PeUitrD9CYgЕсли бы аниме были могли превращаться в вайфу, она была бы такая же изящная, эстетичная, спокойная, не глупая, богатая на содержание, с большим сердцем и широким открытым умом, высокая и статная, чуть неуклюжая, с озорной и милой чёлкой, аристократически сдержанная и с чувством достоинства.
Я бы ходил с ней под ручку по бескрайним весенним лугам, по летним морским променадам, по осенним залитым солнцем паркам, пил китайский чай, ходил бы в концертные залы и кирхи слушать орган, а вечерами взбирался на самую высокую точку чтобы просто полежать и полюбоваться звёздами.
Импозантный и одновременно изящный внешний вид под общей вывеской ни много ни мало - аж завершающей саги Гандама - будоражил воображение и завлекал прелестнейшими формами.
По итогу, должен сказать, что впечатлений осталось много и разных и почти все их них приятного спектра, благо ТёрнА стабильно радовал на протяжении сего просмотра.
При этом самое первое, чисто внешнее впечатление от картинки «под Гибли», как ни странно полностью сочетается с итоговым.
Потому что в своём сердце, ТёрнА несёт тот же экуменический и покаянно-примирительный настрой, обращённый ко всему человечеству и планете сразу.
Забавно при этом то, что для отражения схожих тем, Гибли не стеснялась активно нагнетать конфликт и драму.
Но видимо, то, что позволительно для полнометражных лент, работает чуточку иначе в формате мегаломанской франшизы.
Поэтому весь мрак, кровь и жертвы здесь скорее подразумеваются воспоминаниями о прошлых частях, а завершающая глава сама по себе воспринимается как наглядная панорама того, как может быть прекрасен этот мир и сколь он хрупок.
Сериал вываливается из всех рамок и любые попытки его куда-то воткнуть, будут ожидаемо ломать эти рамки.
Ирония в том, что сериал не играет в типичные постмодернистские игры с намеренным китчем и игрой с формами.
Его скорее можно отнести к модерну, хотя и не высоколобому.
При этом ему сложно дать какую-то односложную характеристику.
Он не детский он и недостаточно взрослый по темам.
Он не про войну и всё же боевые действия здесь будут постоянно.
Он не романтичный, хотя любовных линий здесь полно и они развиты.
Он не приключенческий, хотя по факту, он больше напоминает крайне обстоятельное роад-муви.
История стройная и линейная целиком и полностью лежит в русле классического драматургического искусства.
Ни за какими новшествами не гонится, при этом в самой своей основе имеет фееричную оппозицию Дизельной Америки простив Лунных инопланетян и боевых роботов.
Не является ни пародией ни карикатурой, хотя тут много разного юмора и очевидно многие каноны и привычные для серии вещи вывернуты наизнанку и на них буквально сушат бельё.
Нигде зрителя грубо не паделируют, драма не пережата, романтика не соплива, герои не тупые.
Но вместе с тем всему этому крайне причудливому и при этом гармоничному коктейлю не хватает каких-то особенно ярких и мощных моментов.
ТёрнА это прекрасная и удивительная пастораль, в которой хочется пожить и к которой постоянно возвращаешься в мыслях.
Но эта её безмятежность и самодостаточность воспринимается странно и даже отстранённо на фоне более простых и прямолинейных вещей, которые не стесняются более грубо и примитивно манипулировать зрителем.
Субъективно складывается ощущение, что ТёрнА это несомненно продукт мощного и высокого вдохновения, которое посетило не только Томино но и всю команду, работавшую над этим замечательным проектом.
И видимо, сам процесс творчества столь захватил своих создателей, что они придумывая и воплощая тонны самых разных и замечательных вещей, так увлеклись, что чуточку забыли о зрителе.
Как если бы на Пикник в Висячей Скалы внезапно прилетели селениты:
https://www.youtube.com/watch?v=UWqCHKtKPKIДаже тот факт, что музыкальные синглы выходили в редком формате mini-CD лишь добавляет очередной характерный штрих в общий портрет.
ГЕРОИГлавное достоинство ТёрнА это его великолепно выписанные герои.
Они впечатляют как проработкой, так и количеством.
Ситуация схожа с Риавйасом, вот только масштаб на порядок больше.
Основных героев выделить уже не просто, потому что к ним намертво привязаны десятки героев второго плана, а так же есть ещё десятки саппортов и толпы просто эпизодических персонажей.
Притом весь этот хоровод будет равномерно кружить весь полтинники серий, умудряясь уделить кажого толикой внимания.
Все они по-своему важны и нужны и без такого изобилия, история потеряла бы значительную долю своей прелести.
Куда как интереснее то, что почти все они постоянно находятся в движении и взаимодействии.
И линии связей между ними не всегда жёстко-линейные.
Героев постоянно тасуют местами, вынуждая каждый раз иначе раскрываться в новых обстоятельствах и новом окружении.
А уж какие рокировки будут выписывать первые скрипки - это достойно отдельных строк!
Будут тут и двойники и альтер-эго и маски-личины и порой это будет столь плотно закручено, что сам начинаешь теряться.
Сам по себе сюжет любопытен,
хотя те, кто знаком с БТ найдут тут слишком много параллелей и вообще знакомого по центральному конфликту сеттинга 3050 и развивается он именно через постоянные взаимодействия героев, динамику их отношений и конфликтов.
Это очень и очень правильная перспектива для развёртки подобной масштабной истории и благо, сценаристы постарались дать и разнообразие и динамику и интригу, не забывая подтягивать хвосты.
Ощущения от этой истории схоже с подобными опытами вроде Унесённых Ветром - тех, что печатный оригинал-эпопея Маргарет Митчелл про гражданскую войну в Северной Америке.
Упоминая героев, совершенно необходимо отметить несказанно удачное задуманное и исполненное основное трио героев.
С Лораном Шеаком всё предельно просто: его не возможно не полюбить.
От тёмных пяток до светлых кудрей, этот жизнерадостный, выдержанный и самостоятельный герой воплощает возможно лучший образ героя-пацифиста вообще.
Он остаётся полноценным живым персонажем на протяжении всего шоу, а не просто носителем единственной идеи.
К тому же он пилотирует титульного меха буквально голой задницей!
Для меха-героя он очень иньский персонаж и стоит где-то посредине между мягким Альто из Макросс Фронтира и беззастенчиво феминнным Ладоисом Сопом из FSS.
Более того, он безмерно обаятелен и симпатичен безотносительно пола зрителя.
Не даром, большинство фанарта по серии посвящены именно ему :3
Впрочем, чему удивляться, если в Данбайне голая феечка Эльфино бегала по титрам, то почему Лоран Шеак не может летать в костюме Адама, отсвечивая сочными ягодицами на Солнце?!
Второй слагающей является дуэт Кьель-Диана, который по здешней традиции обманет все ожидания, смешает все карты, не ответит на главный вопрос, но даст весьма вдохновляющий итог в финале.
Не удивительно, что для их основной сюжетной линии выбрали как нельзя лучше вписывающегося в канву ТёрнА Принца и Нищего классика той эпохи Марка Твена.
Начиная на столь разных позициях, они будут вынуждены принять каждая чужую роль, и это не спойлер, это всего-то 5я серия.
Потому что дальше динамика их развития пойдёт по весьма неожиданному руслу и каждая в итоге получит по заслугам.
Поэтому вопрос с лучшей девочкой тут просто не возникает.
Это конечно же ловушка в виде Лорны Шеак.Впрочем, не обошлось и без пары ложек.
Разнообразие для такой развёрнутой истории это всегда благо, но упор надо делать больше на внутренне содержание героев, а не на внешний дизайн.
И если спорные персонажи с отвратительным вкусом в одежде и не снимающие очки типа Гарри Орда просто смотрятся криво, но хотя бы объяснимы тем что он же пафосный позёр-паладин.
Здесь к сожалению хватает одноразовых персонажей-гиммиков, которые больше запомнятся своими карикатурными чар-дизами, нежели интересными характерами.
Они не только выглядят нелепо, но и своей чужеродностью нарушают общую идиллию и когерентность остального каста.
Необъяснима тяга художников по персонажам рисовать круглолицых колобков, что опять роднит здешнюю картинку с Дзиблевской.
Эти блинчики будут постоянно эпизодически всплывать на эпизодических ролях, да и на втором плане есть одна особа с внушительными округлыми формами.
Притом некоторых, как например совершенно идиотскую парочку штурманов-распиздяев [s]Жранкеля и Дранкеля[/s] Бруно и Якопа, будут тащить без изменений через весь сериал.
И на общем приличном фоне, подобные непотребства выглядит откровенной недоработкой и/или промахом.
Очевидно, что поднимать столь масштабную историю на одних только идеалистичных героях и высоком штиле исполнения было бы невозможно ввиду быстрого утомления и пресыщения подобным ансамблем.
И для решения этой дилеммы в рамках классической драматургии есть три пути, как внести разнообразие и выгодно оттенить героев:
1) Самый банальный и заезженный вусмерть: дать суперзлодея, а если его не хватает, тогда ещё одного и накидать ему гаденьких миньонов.И да, к сожалению здесь есть Джим Джингхам, на которого повесили эту неблагодарную роль.
Он как может пытается её отыграть, но вот проблема: появляется он в последних десяти сериях и сколько бы он не тужил из себя на камеру типового Злого Злодея с горой мышц и фирменным злодейским смехом, смотрится это сколь жалко, столь же и неуместно.
2) Сделать каст более проработанным и человекоподобным.Основным героям дать больше свободы внутри сюжета, более разнообразные и тонкие реакции, саппортов просто более детальными, а эпизодников более праводподобными.
Такой мозгоёмкий и требующий много труда и внимания подход здесь благо тоже представлен, но местами недополирован и на фоне общего блеска то тут, то там будут видны недоработанные основы заготовок.
3) Внести в каст яркий сторонний элемент, который бы не укладывался в чёткую оппозицию противостояния героев с злодеями, но привносил бы что-то своё своё оригинальное в имеющийся расклад и разряжал/усугублял общую атмосферу.И да, этот путь тоже задействован, и в отличие от первого и даже второго пункта меню, он не в меру педалирован.
Рутину и напряжение истории было решено здраво разбавить аккуратным юмором, но как мне кажется промахнулись с конкретными решениями.
Вместо того, чтобы заставить краснеть и вытворять глупости основной каст, в сюжет привнесли слишком много чисто комедийных персонажей, притом что хуже всего, пережали с их эксцентрикой.
Ну кто только счёл хорошей мысль о том, что наглухо отбитая и вечно орущая банда самых стереотипных хиппарей на не менее экстравагантных мехах будет здесь к месту?!
Своя логика в этом есть, как-никак, это тоже чисто американский феномен, но они сюда никак не вписываются ни по исторической выборке - слишком современны для викторианской эпохи, ни по настроению - это почти чистая клоунада.
Ну почему их дружно не сдуло в 27ом эпизоде?!И именно на фоне общей неги активно режут глаз столь выбивающиеся из всей гармонии мелочи и несуразности, которые чаще всего относятся к не самым удачным попыткам в юмор и изредка встречающуюся откровенную буффонаду.
При этом, за весь сериал есть один-единственный любопытный персонаж Мерибелл
хотя и Агриппа тоже мог бы сыграть роль безумного шляпника, но…, которая к сожалению появляется только в самом конце, и своим игриво-социопатичным поведением а-ля Харли Квинн, отлично представляет третий пункт и вносит необходимую перчинку в общий коктейль.
ТЕХНИКАВторой важнейшей статьёю дохода являются технологии в кадре.
И это очередная оригинальная фишка в плеяде остальных.
Мехи здесь выглядят странно, ещё страннее и совсем озадачивающее.
При том, что над дизайном как титульного ∀, так и целого ряда иной машинерии, пригласили заниматься не много ни мало, самого Сида Мида, конечный результат смотрится весьма спорно.
Благо, редкий случай, но для западного издания сняли обстоятельное интервью с самим Сидом и дали свободно высказаться.
https://www.youtube.com/watch?v=Kcw_sa5yXYUДа, особых идей за его дизайнами здесь не стояло, нужны были просто визуально отличные и запоминающиеся образы.
Благо, что для такой задачи привлекли настоящего специалиста, а не стали тужиться в попытках произвести как можно более вучурный дизайн.
Хотя на мой вкус, именно утончённая манера Мамору Нанаго идеально легла бы на общую пост-викторианскую стилистику.
Внимание к мелочам быта и особенно изумительно продуманно и разнообразно исполненной одежде невольно заставляет вспомнить этого эстета и его FSS, о которых я не устану писать.
Но для цельности всего сериала и общей концепции решили сюда решили привлечь именно американского творца, причём самого крупного калибра.
В итоге Сид просто и прямо говорит о том, что главной задачей было создание ярких и моментально опознаваемых образов.
И на его эскизах всё смотрелось как-то более уместно и аккуратнее, чем при переносе на целлы.
Но интервью всё равно прелюбопытное, послушать стоит.
Кто бы мог подумать, что Сид начал сотрудничать с аниме-студиями ещё с БэттлШип Ямато и умудрялся приглашать на помощь даже специалистов из НАСА?!
При этом, маэстро умудрился познакомиться с Гандамами аж в 1983г при работе над драфтом к live-action адаптации от Lions Gate!
https://www.animenewsnetwork.com/feature/2018-02-09/when-gundam-came-to-hollywood/.127606Сам ∀ смотрится свежее и интереснее своих совсем уж игрушечных коробчатых собратьев за счёт фирменной плавности линий мидовского биодизайна, но эти его усы…
Ах, эти знатные гусарские усы!
Зачем они ему нужны – в сериале остаётся тайной
и только из интервью становится известно, что это антенны!, но факт в том, что вкупе с красным клоунским носом, они с любого ракурса превращают эту машину массового геноцида в дурного доктора Роботника из Соника и с этим впечатлением ничего нельзя сделать!
Впрочем, если бы только они одни напоминали о бравом поручике Ржевском…
С лёгкой руки всё того же Сида, боевая рубка ∀, даром что шикарно и дико модно задизайненная, внешне совершенно беззастенчиво косплеит эрегированный механический член с сияющей головкой!
Когда уж под конец кажется, что за 40+ серий почти привык к его экстравагантному облику, Томино решает выкинуть внезапный козырь из копилки Байстон-Уэлла!
От чего у красноносого Усач∀ случается
резкое выпадение пениса от ужаса, удирающего от меха-мошонки.Товарищи дизигнеры, ответственно подходите к воплощению заданий партии, иначе ваши кок_питы будут ловить вплоть до самого финала весь личный состав.
Впрочем, если бы обошлись одним только Усатым…
Видал я некоторое дерьмо, но ТёрнА оставляет в откровенном недоумении: мехи в юбках, мехи без юбок, меха-колобки, меха-страусы, меха-утюги…меха-дворняги с виляющими хвостами?!
Если ВАДОМы ещё как-то объяснимы аллюзиями на треножники Герберта Уэллса, то вся остальная дичь смотрится совершенно дико и противоестественно, тем более на фоне паропанковых железок землян.
Классические Гандамы на фоне этого зоопарка выглядят так же как классические мехи из БТ на фоне зооморфных прото-мехов.
Особенно озадачивает ФЛЭТ своими несочетающимися пропорциями и чудным функционалом.
Но самый финиш это брат-близнец ТёрнХ, ради сцен трансформации которого Сид нарисовал более сотни эскизов.
За тысячу лет местные технологии конечно обязаны были шагнуть куда-то далеко, но не обязательно же буквально фалломорфировать…
И несмотря на странные решения Мида в дизайне техники, надо отдать должное аниматорам.
При том, что мехов в кадре меньше, чем ожидаешь, анимированы они великолепно.
Габариты, вес и инерция ощущаются почти постоянно, чем активно способствует умелый оператор и хорошая вписанность в обстановку.
И если высоко-технолгичные атрибуты жанра намеренно выглядят чужеродной, то родные-земные технологии, свистящие паром и чихающие дымом тут будут представлены решительно победно!
В первой части их столько и они так изумительно проработаны, что листая артбку к Тёрну не устаёшь восхищаться.
Впрочем, не сказать, чтобы это было сюрпризом, особенно после впечатляющего парка во второй части Данбайна.
Разнообразию и проработке технике в кадре Томино уделяет значительное внимание и эфирное время.
ИСТОРИЯ И СЦЕНАРИЙОсновные претензии сериал получил за историю и сценарий.
Костных зрителей очевидно вводило в ступор концептуальное смешение эпох плюс невысокая интенсивность боевых действий в кадре, которые больше шумят, чем повышают kill-count при общем пацифизме главных героев.
Способствовал неприятию и сценарий, делящийся на две ровные половинки.
Первая через исключительно здорово исполненные начальные серии, даёт мощный толчок всему действию.
За которую многие так и не выбрались и несправедливо костерят ТёрнА.
Потому что в какой-то момент она начинает притормаживать общую интригу и даже увиливать от неё, отвлекаясь на разные мелочи и детали обстоятельств и героев.
Что учитывая дико интригующее начало с Белым Идолом и началом войны миров, для особо нетерпеливых может показаться сливом.
Хотя на самом деле, именно первая часть сценария самая любопытная и вкусная.
Здесь многочисленных героев не педалируют, а дают им время и пространство раскрыться, показать себя и увлечь за собой на фоне изумительных пейзажей Америи и отлично выписанного окружения.
Чтобы ровно на экваторе резко встряхнуть всех
несколькими мегаотннами и дальше в очень бодром темпе мчаться не снижая динамики к финальным титрам.
Думается, что именно двухчастная структура сценария выбрана весьма разумно.
При том, что она в духе всего сериала таки обманула мои первые ожидания и прогнозы.
Но должен выделить два замечания:
1) Сцены в космосе, при их отличном сценарном наполнении, смотрятся более пресно за счёт более типового окружения, подобное можно увидеть где угодно.
2) Недотянули кульминацию.
ТёрнА должен венчать и подытоживать не много ни мало аж ВСЮ франшизу, объединяя все разные таймлайны в один финал.
И когда кажется, что ВОТ ОНО! Карты выкладывают на стол и начинается игра с мета-контекстом…
История не собирается развёртываться в сюрреалистичную мегаломанскую симфонию, а ограничивается просто упоминанием и отсылочками для фанатов.
Предпочитая вернуться к локальному конфликту ТёрнА и не очень впечатляюще завершить его.
Ключевые сюжетные вопрос очень долго оттягиваются почти до самого финала.
Благо, сюжет в них рогом не упирается и он вообще не про них.
ТёрнА в очередной раз обманывает ожидания и после эпично начинавшихся лунных откровений, просто возвращается на Землю.
Где на протяжении последних 4ёх серий вяло, без огонька и пафоса доводит сюжет до более-менее логичного завершения.
После которого под ангельский голос Ориги и первую по-настоящему эпичную музыкальную тему от Йоко Канно, идёт набор сцен послесловия, но они больше оставляют вопросов и неудовлетворённости, чем ощущений завершённости от масштабной саги.
Подобный замятый финал без катарсиса и разрешения многих сюжетных вопросов оставляет только одно недоумение.
Он не то чтобы откровенно сливной, но и не отбивает весь накал запасённых за полтинник серий эмоций.
Очень хотелось бы знать полную историю планирования, разработки и воплощения всего ТёрнА, потому что чует моё сердечко, что-то где-то у них произошло и вместо намечавшегося эпичного накала страстей на Луне, в итоге финал выглядит как весьма непродуманное и наспех сделанное решении.
Да, конечно же Томиино не такой экзальтированный визионер как Нагано и Гандам вещь куда как более приземлённого полёта, чем FSS, но всё же, считаю этот момент принципиальным и самым главным упущением всего проекта.
Будь у Томино по-настоящему Большая Идея и желание ей реализовать, ТёрнА имел все шансы выпрыгнуть из своих штанишек на лямках и улететь так далеко, насколько позволял бы полёт мыслей создателей.
Но видимо, решили не рисковать и предпочли пойти по консервативному пути.
А жаль, второго такого шанса устроить Grande Finale всей основной линейке Гандамов уже не будет.
Что самое противное, обе полнометражки Turn A Gundam: Earth Light и Turn A Gundam: Moonlight Butterfly на проверку оказались самыми банальными рекапами.
Более того, даже манга-адаптации не несут ничего самостоятельного, а единственный продукт по сериалу, хоть как-то от него отличный это маленький скромный манга-приквел.
И это так несказанно расстраивает!
Потому что кульминацию и финал не только недожали, но и просто оставили открытыми и незавершёнными по многим сюжетным вопросам.
Белый Дьявол раздери, я так и не понял связи между Кьель и Дианой и почему они так похожи??? До конца думал что там будет какая-то боллливудская интрига с клонами/родственниками, а там Лоран Шеак в осеннем пруду плавал! И потом, это послесловие, ладно бы с поцелуем Соши Хейм, ЧТО С ДИАНОЙ? Она просто заснула? Или навсегда???НАЧИНКАОчередной и в этот раз ключевой момент, который так же решён своеобразно, это идейная начинка.
Несмотря на частые обвинения в детскости, сериал отнюдь не наивен.
И вместе с тем не собирается становиться наглядной агиткой о том, насколько война ужасна и страшна.
Более того, но даже не про плохую войну и хороший пацифизм, как могло бы показаться самым недалёким.
В пику большинству работ со схожей тематикой, здесь не так важно, за Белых герои воюют или за Красных.
Потому что в подобных им, как правило заключён морализаторский дедуктивный вывод, сводящий к тому, что герои сражаются за правое дело, а значит их кредо (вставьте сюда частную мотивацию) правильное и оно выносится как общее моралите шоу.
Здесь же идёт обратный индуктивный процесс, предлагающий собрать и сопоставить все имеющиеся точки зрения и отсутствие однозначного и назидательного моралите в финале, выносит право суждения на совесть зрителя.
Таким образом, тема войны здесь является не самоцелью, а средством, раскрывающим через разные мотивации и их сюжетные перемены обстоятельный комментарий о движущей силе конфликтов, создающей спиральные циклы насилия, а так же о путях выхода из этого порочного круга.
Основная тема поиска гармоничных путей развития цивилизации решается на двух уровнях.
На макро-уровне сюжета есть несколько фракций с разной историей и разным видением дальнейших путей развития.
Интересы их пересекаются и почти всегда они взаимоисключающие.
Что закономерно приводит к обильным конфликтам и чаще всего вооружённым.
На микро-уровне героев есть разные обстоятельства и разная мотивация, которая заставляет их активно отстаивать свою позицию и претерпевать заметную эволюцию взглядов.
Именно эта двухуровневая динамическая идейная система, проходя сквозь обширный сценарий, позволяет точнее и нагляднее отразить относительность взглядов, идей и глобальных концепций.
И как раз такой конец как здесь, который формально завершает основную сюжетную арку, но не занимается нравоучениями и даёт открытый финал для большинства героев, открывает пространство для собственных мыслей.
Закономерно, что отсутствие однозначных и плоских выводов после такой масштабной работы оставляет некоторое чувство неудовлетворённости, особенно у тех, кто не любит самостоятельно думать.
Но таким своеобразным образом, ТёрнА весьма ёмко и многогранно раскрывает тему войны без того, чтобы становиться агиткой и кататься по избытым клише с затоптанным моралите.
Единственная моя серьёзная претензия к ТёрнА вообще и такому подходу в частности заключается в том, что эту тему порочных циклов и поиска путей выхода из неё не вытащили на мета-уровень и не сделали гимном франшизы.
А ведь могли, и для этого были все условия!
Потому что ТёрнА является как сюжетным, так и идейным объединением всех основных таймлайнов вселенной Гандама и одновременно подводит под ними общую итоговую черту.
ТёрнА мог стать немеркнущим Опус Мангум, венцом всей франшизы, если бы над концепцией и идеями дольше подумали, а последнюю четверть шоу переписали специально под выход на подобный катарсис.
Но имеем что имеем, и ТёрнА в очередной раз идёт своим путём и обламывает ожидания.
При том, что он выводит и обозначает всё вышесказанное, он не даёт катарсиса и как-то беззубо и неэпично дожёвывает финал.
Жизнь продолжается и всё идёт своим чередом…
ИТОГОЗадумывавшийся как итог двадцатилетней истории Гандамов и торжественное возращение отца основателя Томино за руль серии, он создавался с одной мыслью: соединить в себе все предыдущие части гигантской франшизы.
И да, он это умудрился сделать, при этом столь оригинальным и неочевидным образом, что его до сих пор либо любят, либо ненавидят.
И кроме крайне занятных экспериментов по форме и концепции, ТёрнА имеет свой очень своеобразный и двоякий характер.
Будьте уверены, что бы вы не воображали по его поводу, он найдёт способы перевернуть их и пойти собственным путём.
Это последний Гандам, произведённый старой аналоговой школой, в полной мере воплотил в своём облике всё лучшее, за что мы любим традиционную анимацию.
А лёгкий и изящный саундтрек Йоко Канно будет вместе с изумительной картинкой стабильно радовать весь просмотр.
Удивительным образом, отражая и воплощая все предыдущие темы Гандамов, ТёрнА тем не менее является скорее их противоположностью.
Военные действия и супер-техника здесь выступают скорее поводом для развития истории.
А сама история развёртывается через взаимодействие и развитие обильного и очень разнообразного каста персонажей.
Самым странным образом, именно детально выписанные герои на завораживающих пасторалях Америи начала технической революции, создают совершенно уникальную расслабленную и безмятежную атмосферу, которая затягивает и растворяет в себе.
Попробуйте прикоснуться к ней, оно того стоит:
https://www.youtube.com/watch?v=qQSu3JQSs_gТёрнА это продукт естественной и крайне любопытной эволюции масштабнейшей и важнейшей меха-серии.
Он оригинален не только в рамках франшизы но и сам по себе остаётся таким же самодостаточным феноменом.
Не могу сказать, как оно смотрелось бы после обильного багажа Гандамов до него.
ТрёнА наверняка тянет много нитей из предыдущих работ, но всё же его никак нельзя назвать вторичным ни с какой стороны.
Всё в нём свежо, оригинально и не типично, к добру или худу
хотя почти всегда к добру.В итоге он свежо и легко осмотрится, многократно ломая все ожидания и шаблоны.
Как относится к этой работе – вопрос открытый, но она безусловно оригинальна и уникальна до сих пор.
ТёрнА странный, но странный в хорошем смысле, по-своему прекрасный.
Это дева в белом венке и роллс-ройс от мира мехов.
Чего-то ломового здесь нет, скорее наоборот, работа очень деликатная и не насилующая зрителя, требующая внимания и аккуратности.
При этом, если на вашу карту опыта ложатся все оригинальные стлилстические решения и общий ход развёртки истории в духе классической приключенческой эпопеи а-ля Герберт Уэллс, вы имеете высокий шанс провалиться в картину и раствориться в ней, хотя бы на время просмотра.
В любом случае, ТёрнА станет для вас уникальным и свежим опытом.
С итоговой оценкой заметно колебался.
С одной стороны, грех зажимать столь здорово исполненным ярким, индивидуальным и масштабным работам, которых вообще ох как мало существует.
Более того, когда подобные творения не просто радуют, а легко и естестве