В сновидениях мужчины проносятся многочисленные женские образы. Попытка свести их широкий спектр к «замене матери» или к «образам дочери» является своего рода защитой от женственного. Следует отказаться от традиционного мнения о том, что женщины в сновидениях мужчины отражают семейные образы, и включить в этот круг всех женщин, встречаемых им в жизни.
Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные образы; начнем с престарелой женщины, любительницы совершенства, похожей на школьную учительницу и склонной к критике. Ей невозможно угодить, и в бодрствующем состоянии человек постоянно оказывается под давлением, его побуждают переделывать то, что уже совершено, тем самым склоняя к проявлению недовольства. Она хочет, чтобы мы стали лучше, но, стремясь к лучшему, подрывает то хорошее, что уже есть. Во имя высших идеалов она убеждает нас в нашей никчемности. Мы утрачиваем инициативность и становимся ленивее. Все складывается очень неудачно, если такая внутренняя женщина проецируется на женщину, находящуюся рядом, например на жену, начинающую затем играть указанную роль, становящуюся даже похожей на образ, терзающий человека со стороны его собственного бессознательного.
Вторая женщина часто старше, чем мужчина, в сновидениях которого она появляется; она тоже обладает положительными качествами и выступает в образе тетушек, представительниц различных профессий, зрелых подруг, поощряющих мужчину, выслушивающих его, дающих мудрые советы, основанные на опыте. С ними возможны отношения без сексуального вовлечения. Они занимают высокое положение, обладают властью, однако управляют, используя ограничение и сдерживание, а не прямые указания. Недостаточно определить этот образ как образ «положительной матери». Такая женщина время от времени появляется в сновидениях мужчины, выражая его способность обретать мудрость, более глубокое знание жизни и использовать это знание. В ней есть доброта и милосердие, однако она не приемлет ни компромиссов, ни промедления.
Третья фигура, тоже положительная, похожа на предыдущую. Она постоянно нашептывает слова одобрения, пока человек не начинает верить в то, что представляет собой примечательную личность, потому что она любит его,— это означает его любовь к самому себе. Мы встречаем ее в сновидениях как личность суетную, порой честолюбивую, стремительную, а иногда, наоборот, простую, молчаливую и добрую, но полную любви к мужчине, в сновидениях которого она появляется. Она обладает способностью превращать его во льва, властного, величественного и ленивого крикуна. Наличествуют гордыня и тщеславие, борьба за власть и пустое самомнение. Женская фигура такого рода создает инфляцию только одной стороны мужчины — внешней, его персоны, его суетности. Она хотя и представляет Аниму, то есть образ души, но уводит человека от ценностей и глубин последней. Это фальшивая невеста, сочетающая человека с ложными ценностями.
Ценности и глубины души порой представлены в сновидениях женской фигурой без ярких признаков, с невыразительным лицом; это личность из прошлого, которую сновидец не замечал, на которую почти не обращал внимания, но которая возвращается в сновидениях в разных обличиях, ожидая внимания или помощи — больная, в опасности, умирающая. Ведь только сам человек может чем-то компенсировать ценности и глубины, которыми пренебрег, выработать характер, проявив заинтересованность и внимание к каким-то сторонам своей личности, различить в себе нечто скрытое, довериться ценностям, которым не придавал значения. Более того, больная и одинокая, бедная и нежеланная фигура, находящаяся в опасности,— образ души, которая предчувствует депрессию, психологическую бедность, возможно, даже потерю души. Ее беды констеллируют героические усилия Эго сновидца.
Следующая фигура представляется бессознательным как более молодая и указывает на менее зрелую часть нашей личности. С одной стороны, это означает наличие потенциала, обеспечивающего возможность роста и изменения, несущего нечто новое, свежее, полное надежды; но, с другой стороны, она слишком молода, не пробудилась, и представляет шаг назад, к юности. Жить, ощущая весьма значительное расхождение между внутренним и внешним возрастом,— значит испытывать такую же нагрузку на психику, какую испытывает сорокалетний мужчина, прогуливающийся под руку со школьницей.
Еще одна излюбленная фигура сновидений — холодная, бледная блондинка; образ далеких регионов, таких, как Норвегия или Аляска; она холодна, молчалива, держится отчужденно, предлагает независимость и нечто духовное и возвышенное. Она может волновать, так как ее холодность и отдаленность побуждают мужчину проявлять огромную теплоту и вовлеченность. Такой вид Анимы может ощущаться другими как холодность в эмоциональной жизни, отчужденность человека, к которому трудно подойти, который даже равнодушен, невзирая на его слова и поведение. Он пытается ускользнуть, исчезнуть в далеких краях — все это может очаровывать своей обманчивостью. Его трудно привлечь и связать обязательствами, как если бы он не присутствовал во плоти, как если бы его душа представляла собой нечто тонкое и разреженное, подобное воздуху Арктики или тонким льняным волосам. Эмоциональная жизнь характеризуется скрытностью и одновременно крайней страстностью, ибо страсть не есть тепло, скорее это голубое пламя, констеллируемое льдом. Иногда в сновидениях появляется проститутка и показывает человеку, что он находится в слишком тесном общении с любым мимолетным призраком. Его эмоции не дышат подлинностью, они вспыхивают на час-другой, а затем исчезают. Его чувства выставлены на продажу или возникают в ответ на призывы других людей. Точнее говоря, он не ценит свою внутреннюю жизнь, ощущая только удары, которые она наносит ему. Его эмоциональная неразборчивость не позволяет ему жениться и оставляет его не связанным обязательствами с собственной самостью. В сновидениях этот образ иногда подавлен, одинок и оскорблен. Поскольку он так плохо обращается с собой, его оскорбляют другие, и он тоже оскорбляет их. Отношения базируются главным образом на полезности. С другой стороны, образ старой проститутки может иметь положительный смысл: она отражает определенную беспристрастность в человеческих делах, ибо прошла через все, и ничто не удивит ее. Ее образ говорит мужчине о наличии у него таких качеств, как циничная снисходительность, веселость и способность к состраданию.
Истинная материалистическая вульгарность мужского эроса и духовные ценности представлены не столько проституткой, сколько популярными коллективными образами из сферы развлечений и рекламы. Подобно божествам прошлого, они тоже имеют свои проявления, теперь уже в мировом масштабе, которые проецируются в темных храмах сотен тысяч кинотеатров или мерцают с домашних алтарей сотен миллионов телевизионных экранов. Они бродят по континентам в сопровождении царственных супругов со звериными головами и кастрированных поклонников. Им разрешено все, что запрещено простым смертным. Культовые жрецы формируют их облик, используя все возможные краски, творя «реликвии» и пуская в ход сфабрикованные легенды. Большой коммерческий успех скрывает внутреннюю неудачу человека. Чем в большей степени внутренняя женщина представлена образами, созданными киноиндустрией или модой, тем более общими, лишенными индивидуального будут душевные качества людей. Чем красивее Анима, тем менее прекрасной будет, скорее всего, душа; чем популярнее образ, тем менее индивидуальны человеческие отношения; чем больше сексуальная привлекательность коллективной богини, тем меньше шансов у человека освободиться от животной власти Иштар, отделить душу от плоти.
Девушка-птица — еще одна типичная фигура мифологии внутреннего женственного. Она может быть неземной красавицей в бальном платье или младенцем в ползунках, но, независимо от одежды, она — эфирное создание, реющее в облаках. Она берет с собой мужчину в волшебные полеты фантазии, вселяет в него «розовый» оптимизм, наполняет его голову легковесными философскими суждениями и нереальными планами, не имеющими конкретного содержания и рассеивающимися при столкновении с любым препятствием. Человеку трудно остановиться и задуматься; в его ушах постоянно звучат призывы сирен со стороны. Такой сентиментальный романтический образ может быть наложен на реальную внешнюю женщину, которая начинает жить как выдуманная кукла, наделенная птичьими мозгами.
Есть и ее противоположность — грязная женщина с запыленными ногами. Низведение Анимы до простой материи, до женщины из лесной глуши тоже воплощается в образах наших сновидений. Широкобедрая, грудастая крестьянка, молчаливая медлительная полукретинка отражает низкий статус женственного, присвоенный ему городским интеллектуалом. Ее место только на кухне или в сарае, где он может рассказывать ей свои непристойные шутки и делать грубые, оскорбительные замечания, не встречающие возражения с ее стороны. И здесь не играет никакой роли, женщина или животное, спереди или сзади, мать или жена. Этот образ архаического земного существа и есть уродливая, материалистическая и нетворческая противоположная часть земной души современного человека, замкнутого в его вознесенных, иссушенных структурах циничного, критического и технического умственного созерцания.
Более положительным образом современного Эго-со-знания является девушка, представляющая древнюю культуру. Она может быть еврейкой, египтянкой, китаянкой, итальянкой, обозначая период времени, когда чувственность и духовность не были еще разделены. Она связана с землей, с устойчивой основой традиций, которая способна породить новое. Ее образу сопутствует переживание глубины истории. Такая девушка хранит человеческую теплоту и дает ощущение древнего смысла, ощущение присутствия длительного внутреннего прошлого, души, связанной с античностью. Если ей будет позволено переступить порог, то она покажет, что содержит в себе мудрость культуры, способна интуитивно воспринять лежащие в глубине паттерны, поскольку обладает значительно более живым воображением, чем Эго современного человека.
Еще одним женским образом является более привычная фигура молодой соблазнительной девушки, иногда темнокожей, порой обнаженной, часто танцующей или плывущей, то есть образ, связанный с цветом, телом, музыкой и водой. Запоминаются ее волосы, они могут оказаться единственной особенностью, о которой мы помним при пробуждении. Она может быть агрессивной преследовательницей или спокойной соблазнительницей, но она мобилизует либидо, и ее внешность — это призыв. Ей известны тайны игры, она ассоциируется с язычеством или иной религией и системой морали. Иногда она находится на острове, заперта или просто «неспособна выйти»; порой к ней невозможно дозвониться, линия перерезана; иногда она связана с животными или полуживотными. Часто у нее заслуживающий внимания отец — как в легендах, в которых действуют принцесса и могучий король; в современных сновидениях это девушка-студентка, которая появляется не потому, что интересна сама по себе, а потому, что, если хорошо вспомнить, у нее был влиятельный отец.
Один этот образ говорит нам о многом; это то, что Юнг называет типичной фигурой Анимы. Она связана с животным миром и водой, то есть с инстинктом, с потоком эмоций, течением и ритмом, с природой и физическим удовольствием. Ее привлекательность означает важность этого элемента для психической полноты человека. (Я могу вспомнить, что, когда меня преследуют во сне, я убегаю; иными словами, если что-то привлекает, то данная сторона психического требует внимания. Когда я не обращаю внимания на бессознательное, внутренний мир использует соблазн, чтобы заставить Эго обратить на себя внимание. Соблазнительные движения обольстительницы улавливают мою сексуальную энергию.)
Влиятельный отец, который стоит за фигурой Анимы, частично объясняет, почему ее влияние оказывается таким сильным. Через нее человек вводится в свое полное отцовство, в собственную мужественность. Таким образом, путь к более ярко выраженной мужественности проходит через внутреннюю женственность. Человек не может уйти от этого противостояния, избежать встречи с Анимой, поскольку она станет только менее управляемой, более соблазнительной и требовательной.
Поскольку психологически люди живут в гареме, им полезно знать свое внутреннее хозяйство. Полезно знать, какими чарами мы бываем околдованы: превращены в фаллическое животное, в неподвижное каменное изваяние или увлечены под воду, прочь от реальной жизни. Полезно знать, чьему совету мы бессознательно следуем, где сидит наша Золушка — в золе и грязи или где лежит наша Белоснежка, погруженная в глубокий сон, вызванный ядом какие истерические фокусы мы проделываем с собой, используя аффекты и настроения, которые вдохновляет Муза или воспламеняет Беатриче, и кто является истинной фавориткой, которая приводит в движение глубочайшие возможности нашей натуры и держит в руках нашу судьбу.
Все перечисленные женщины являются образами Анимы, образами души. Через них раскрывается внутренняя жизнь человека, его личная связь с самим собой и с тем, что вне его. В той же мере, в какой они отражают мою чувствительность и внутреннюю сущность, они представляют и формы, в которых разворачивается моя религиозная жизнь. Если образ моей души слишком юн, или слишком холоден, или слишком материалистичен, или критичен, то будут иметь место соответствующие искажения и в моей религиозной жизни. Душа по традиции связана с христианством, однако Анима современного человека может быть связана с чем угодно. Без вышеупомянутой конфронтации с внутренней женственностью принадлежность к конфессии даже священнослужителя может говорить лишь о его вовлеченности на уровне Эго. Внутри и внизу может происходить многое другое.
Существует еще один путь подхода к внутренней женственности, пролегающий через эмоции или настроения. Как было отмечено ранее, мы встречаемся с бессознательным в сновидениях и фантазиях, но также и в аффектах.
-
(Джеймс Хиллман – «Внутренний поиск»