>>58977 Раз никто не берется, выскажусь я. К тому же я могу считать себя ниибаца спецом в алхимии
это ирония, потому что потратил около десяти месяцев на чтение "Психологии и Алхимии" Юнга. Процессы во сне настолько фундаментальные, а символика настолько архетипическая, что я даже не знаю с какого края подступиться. Помимо алхимии, тут еще нужно разбираться в психологических типах, которые были описаны у Юнга и Марии фон Франц. А я до этих трудов никак не могу дойти.
Начнем так, сон твой о достижении самости, т.е. здесь отображен процесс индивидуации. У алхимиков этот процесс назывался Opus. Процесс имеет обширную символику. Например, его стадии могут выражаться через термины химического взаимодействия, такие как: растворение, кальцинация, сепарация, сублимация и т.д. Но нас сейчас интересует более аллегорическая символика. Есть такая очень популярная книга в алхимии "Rosarium philosophorum", в ней тот же процесс изображен при помощи красочных иллюстраций
http://secretorder.ru/Rosarium_philosophorum.html Как видно, на пути к самости (целостности и гармонии психического мира) есть стадия, которая символизируется гермафродитом. Это когда твои внутренние противоположности объединяются. Противоположности индивидуальной психики вполне логично чаще всего отображаются как король и королева (противпостояние мужского и женского). Как результат их алхимической свадьбы образуется гермафродит - один из центральных символов в алхимической философии. Это еще не конец процесса, но уже такая нихуевая прокачка психики.
Также в алхимии есть очень универсальный набор символов. Так как алхимик - мужчина, то распределяются они так: король, золото, солнце - сознание, основная функция психики; королева, луна, серебро - подсознание, вспомогательная функция психики. Помимо этого есть четыре стихии: земля, огонь, вода и воздух, которые соответствуют по Юнгу четырем базовым психическим функция (не в порядке соответсвия): мышление, чувства, ощущение, интуиция. Я вот совершенно не помню, а еще и не знаю как они между собой распределяются. Но точно помню, что по Юнгу у каждого индивида свое индивидуальное распределение этих функций. Чаще всего одна из них полностью находится в сознании, тогда как три другие с относительной условностью погружены в бессознательное. Это я сейчас совершенно неточно описал, я сам толком не знаю как оно должно быть на самом деле. Но примечательно, что у многих алхимиков три элемента были как бы заодно, а противопоставлялся им четвертый элемент. Так например кто-то главным или начальным считал огонь (логос), по мнению другого все зародилось из воды и т.д. То есть эти убеждения как бы демонстрировали психологические особенности алхимика, на чем основывалось по большей части его мировосприятие - на мышлении или чувствах, например. Естественно, что схемы эта не статичны, в сновидениях они ветвятся на самых различных персонажей, являющихся комбинацией оного, другого, третьего и так бесчисленное количетсво раз, порождая все то многообразией, что выдают нам сны. Но у тебя во сне это все очень близко к своему базису. Так например военачальник в помощниках короля (главной сознательной установки), но носит серебряные доспехи, что говорит о его принадлежности отчасти к миру подсознания. К тому же король молод, а помощник более стар и как следствие - мудр, например.
Из всего вышесказанного половина сна тебе уже должна быть более-менее понятна в общих чертах. Теперь пройдемся по самому сну. То, что твое эго металось от места к месту, от персонажа к персонажу - неудивительно. Сон столь обширный и всеохватывающий, что его можно рассмотреть только панорамно. Нельзя прочувствовать всей драмы Властелина Колец, если ты все время будешь только хоббитом или дварфом, сохранится субъективизм восприятия. Но в сновидение есть момент, когда эго проявляет свой субъективизм и из наблюдателя, хоть и в незначительной степени превращается в деятеля. Из вышесказанного, ты уже знаешь, что став гермафродитом, твой король станет сильнее и ближе к самости. А помогает в этом ему бог огня, который скорее всего твоя основная психологическая функция. Но во сне ты явно не захотел чтобы король становился гермафродитом и начал предпринимать действия чтобы этому воспротивится. Твою реакцию я не могу объяснить. Вернее не знаю, чем ее обусловить. Либо это процесс, который вписывается в бессознательный сюжет по общему, так сказать, "замыслу" и говорит о том, что психика еще не готова к таким переменам. Либо, учитывая, что сознание во сне хоть и в малом количестве, но присутствует, реакция обусловлена твоей сознательной, рациональной оценкой происходящего как чего-то неприемлемого. Типа братюня спит-спит такой, смотрит-смотрит пассивно сон и тут внезапно ФУ БЛЯДЬ ЧТО ЭТО ЕЩЕ ЗА ПИДАР ТАКОЙ ВНУТРИ МЕНЯ НУ ЕГО НАХУЙ ЛУЧШЕ ПУТЬ МУЖИК ОПЯТЬ БУДЕТ. Типа реакция прорезавшегося в сон сознания, вызванная социальными установками извне.
Но в принципе это не так важно. Важно то, что новая ипостась короля воспринимается как нежелательный монстр, а вернуть ему первоначальное состояние возможно лишь подключив к этому силы других стихий. Естественно раз дел натворил огонь, то это будут остальные психологические функции, способные скомпенсировать его
> камень, воздух, вода
Примечательно, что
> У меня возникает смутное ощущение, что те враги, с которыми шла борьба с самого начала, как раз связаны с этими элементами, так что может они не такие уж и враги. Эти существа вроде бы присутствуют где-то рядом или поблизости, они ощущаются как что-то изменчивое, но не обязательно злое.
Комментировать излишне. Замечу лишь, что определение "что-то изменчивое, но не обязательно злое" говорит о мире подсознания, где все пребывает в состоянии более близком к так называемой prima materia (беспорядочный хаос психического материала), где все недоступно сознанию и от того иллюзорно, темно и изменчиво. Из этого же мира и волшебница-колдунья. Помимо того, что это персонификация мистических подсознательных качеств анимы, колдовство само по себе является чем-то подсознательным, потому что все процессы там не очевидные и сознанию кажутся ничем иным как колдовством.
И вот этого-то колдовства и боялся твой король. Сознание и подсознание не имеют четкой границы. Бессознательное это скорее градиентные темные глубины, а не некая черта, отделяющая одно от другого. Кроме того, Юнг отмечал, что бессознательное не только снизу, а вполне может быть и сверху. Король - фигура главенствующая, которая как бы возвышается над всеми. Но как мне кажется целиком к сознанию он не относится, однако твоему эго из всех персонажей наиболее легко ассоциировать себя именно с ним. От короля тянется цепь, которая ветвится, напоминая дерево. Т.е. прослеживается четкая вертикаль власти психической организации и развития, которые часто выражаются символом дерева. Король как главный психический процессор, близкий к сознанию контролирует остальные психические конгломераты. Но вертикаль эта жесткая, считай железная, хочется даже сказать волевая. Возможно ты личность, обладающая высоким самоконтролем, с жесткими принципами, используешь как бы установленные модели поведения и твердые убеждения. Король, как вариант, еще может включать в себя частицы так называемого суперэго (надличностных установок, привитых родителям грубо говоря). И соответственно все держится на нем. Естественно всякие подсознательные влияния (колдовство) могут пошатнуть жесткую схему психической организации, поэтому-то король их и боится.
Я могу продемонстрировать, что цепь, за целостность которой ответственность несет король, это не что-то необыкновенное выдержкой из своего сна:
И тут главный лорд или король становится в верхней точке. Дамы, кавалеры, слуги и служанки (все в одеждах XVIII века) сцепляются руками и веревками в некую цепь. Сейчас будет древний ритуал. Король/лорд должен будет удержать всю цепь людей в некой космической конструкции сферической формы. Цепь накреняется и практически сразу разрывается там где король. Он явно не выдержал нагрузки. Люди падают в шлюзы, ведущие в открытый космос и там исчезают. Ну а дальше по твоему сну остается только связать одно с другим, чтобы получить примерное представление о его значении. Естественно я все описал лишь в общих чертах, процесс этот, как ты можешь заметить, не такой линейный и часто все переворачивается с ног на голову. Тот бог огня вполне может быть не посланником сознательной функции, орудующий божественным логосом духа, а хтоническим порождением ignis gehennalis - адского огня глубин подсознания, на что указывает его змеиная кожа. А быть может и тем и другим сразу, ведь ты сам не знаешь появился он из пропасти (материальных глубин) или материализовался из воздуха (из сферы возвышенного духа). Это нормально. Юнг не раз отмечал, что индивидуация есть не что иное как конфликт и взаимодействие противоположностей.
Естественно, я не стал затрагивать такие, хоть и в достаточной мере универсальные, но на общей картине, выглядящие незначительно, символы как: замок, река, мост, плащ. Потому что итак все растолковано лишь приблизительно и в общих чертах и догадках. А уж такие тонкие нюансы в таком большом сне войдут лишь в область погрешности общего смысла.