Если чисто гипотетически представить, что я попал в 41-е тысячелетие и мне предложили вступить на службу в любой орден нашего возлюбленного Императора, то я не задумываясь побежал бы в сторону парней в жёлтой броне, известных как Имперские Кулаки Энгримарины. Почему? Потому, как ненависть ко всему окружающему во мне явно не нормальна и мне стоит всерьёз задуматься над тем, чтобы лечь в соответствующее лечебное учреждение.
Так или иначе, мы не в Империуме и это хорошо, так как всё равно я бы больше предпочёл быть орком, а в руках у меня не болтер с силовым разводным ключом, а очередная игра - Dragon Age: Origins. И клянусь варпом, мне есть за что её ненавидеть!
Если продолжать мысль одного психолога, то все игры так или иначе являются ролевыми. В том плане, что игроку предлагается залезть в свежесодранную шкуру генерала, строителя, десантника, повара-кондитера или немецкого гастарбайтера. Но современным играм этого мало и они довольно часто пытаются натянуть на себя штаны RPG побольше, даже рискуя утонуть в них. Я говорю о всех этих "элементах РПГ", которым лучше было быть деталями от гранатомёта, так как иначе они довольно слабо вписываются в геймплей и зачастую больше раздражают, чем восхищают. Хорошо, что Светлой Расе ПК-бояр доступно такое развлечение, как РПГ в чистом виде и Драконий Век в их числе.
Это очередная сага от БиоВарей, достаточно популярная, хоть и не добившаяся славы Масс Эффекта. Думаю потому, что насаживать на свой штык эльфов и гномов уже всем надоело, а вот присунуть куче щупалец с прекрасными голубыми глазами - это что-то новенькое. Для всех, кроме японцев, разумеется. Почему я это упоминаю? Да потому, что трудно будет не сравнивать DA с ME. Мне даже думается, что Биоварям стоит уйти от придумывания названий для своих РПГ и быть конкретнее: "РПГ от БиоВарей в космосе", "РПГ от БиоВарей в фентези", "РПГ от БиоВарей в заднице". Я даже думаю, что БВРПГ - стоит вынести в отдельный жанр, дабы игрок мог сразу понять с чем ему придётся иметь дело, оставить пустые надежды и насладиться фапабельными персонажами разной степени годноты.
Так или иначе, бурная фантазия сценаристов переносит нас в толкиенутый мир, где люди, эльфы и гномы живут в мире и согласии и должны объединится перед лицом абсолютного зла... Ах, да, простите. Dragon Age не просто "фентази", это "тёмное фентази". То есть всё то же самое, что и в классических сказках Толкиена, только кровь брызжет со всех дыр, каждый пытается пырнуть ножом ближнего своего или хотя бы засадить ему, а мир окрашен в тёмные меланхоличные цвета, как режущий себе вены подросток. Впрочем, Драконий Век сделал упор на последнем, раскрасив всё таким количеством коричневых оттенков, что невольно задумываешься, не хотели ли разрабы таким образом предостеречь внимательных игроков, или просто обдолбались хмурым и делали концепт-арты исключительно разными сортами фекалий. Но я снова отвлёкся.
Итак, гномы, эльфы и люди живут в относительном мире и полном отсутствии согласия. Но приходит абсолютное зло, именуемое просто Мор, и тут то начинаются настоящие проблемы. Для затравки сказки про мечи, драконов и немытые подмышки - самое оно. Просто, знакомо и без излишеств. И игроку предлагается спасти мир, создав своего персонажа, который будет пылинкой индивидуальности в грязном море НПС-болванчиков.
На выбор есть три стандартные расы и три стандартные профессии. Как в старые-добрые времена, всё чётко, прямо и открыто! Никаких тебе "консулов" и "блуждающих в тени горшка". Хотя, признаюсь, избалованный выбором в серии The Elder Scrolls и Neverwinter Nights, я немного расстроился. Довольно интересным в создании персонажей является то, что в зависимости от выбранных "раса-профессия-происхождение" будет разнится и начало игры. Я прошёл все варианты начального квеста, кроме тех, что дают эльфам ненавижу эльфов. Чёртовы женоподобные ушастые мешки с костями! и остановился на гномогопнике из самых плохих районов Гномоградских трущоб. Я собирался отыгрывать засранца и подумал, что этот низкорослый голубоглазый скинхед, названный в честь одного из моих любимых героев-засранцев, идеально подойдёт для этой роли и, кто знает, может он станет новым владыкой Тьмы и сам уничтожить мир, не доверяя это дилетантам с глупым названием "Мор". Я открыл глаза в новом мире и предо мной стояли моя сестра-проститутка и мой босс-авторитет. Пора избивать первую и пырять ножом второго, подумал я, но тут БиоВари спустили меня с небес на землю.
Дело в том, что я заинтересовался Dragon Age отчасти потому, что в ней, по словам других, был широкий спектр вариантов отыгрыша роли. Так как я хотел ощутить себя засранцем, общающимся с друзьями исключительно с помощью палки с гвоздями и за всю свою жизнь не видавшего еды без плесени, я подумал, что будет здорово всех посылать и пальцем не шевелить без обещания награды. Но нет, с таким же успехом я мог бы построить самолёт из кирпичей, оставшихся после прохождения Амнезии, и улететь на луну. В 90% случаем абсолютно не важно, что ты скажешь - НПС продолжат нести свой заученный текст, словно тебя вообще не спрашивали. И твоя воля проявляется в основном там, где надо решать брать ли квест или нет. Но такое дело, как злой персонаж я не мог брать добрую половину квестов, которые рассчитаны исключительно на добрых героев-спасителей. Чёрт бы вас побрал, БиоВари, мне ничего не оставалось, как наступать на горло своей гордости выходца из гетто и спасать всех от всего. Я мог утешить себя лишь тем, что делаю это ради экспы. Иначе бы мне досталась обрезанная версия игры, где моё участие ограничивалось разве что пырянием ножом в главных квестах.
К слову, надо признать, что в тех моментах, когда игра всё-таки даёт право выбора, это может повлиять на игровой мир. Так, мне необходимо было очистить замок от орд нежити, которых вызвал маленький наследник, заключивший договор с демоном. В подвале замка я нашёл мага-отступника, который учил этого пацана магии и мне предлагали либо оставить его там, либо зарезать его, либо отпустить. Преисполненный состраданием к такому же непонятому обществом жертве обстоятельств, я отпустил беднягу, надеясь, что он продолжит моё дело и погрузит мир в пучину бессмысленного насилия и грязного вымогательства. И парень оправдал мои надежды, помогая мне победить демона и зарезав в ходе ритуала мать пацана. Да, вперёд команда зла! Но его всё равно посадили в темницу, не смотря на мои попытки убедить отпустить столь безобидного криминального элемента. Тем не менее, своего я добился и одной жертвой стало больше. Славненько.
Раз уж я заговорил о приключениях, то надо бы сказать пару слов о квестах. Частью проблем Dragon Age является то, что квесты в нём совершенно не отличаются от мымымоырпыгы. Пойди туда, пырни ножом и принеси столько-то чего-нибудь. Практически любой квест можно и нужно проходить лишь пыряя ножом толпы врагов. С одной стороны, это хорошо, так как именно "пырять ножом толпы кого-нибудь" я и назвал эту часть в своём расписании, но с другой, они быстро наскучивают. Настолько, что играя в первый раз, когда игра только появилась на торрентах ^W^W^W поступила в продажу, я бросил её, устав от убей-принеси-квестов в первые же минуты игры.
Если вы вернётесь назад, то заметите, что я сказал "частью проблем", так как главной проблемой БВРПГ являются стены текста, которые приподностятся игроку в форме диалогов и/или статей в мануале. И я не знаю способа сделать игру скучней! Окей, я готов признать, что этот мир интересен и местные маги до боли в двенадцатиперстной кишке напоминают мне псайкеров из вахи, но неужели нет способа рассказать о нём иначе, кроме как слушать неторопливое зачитывание текста актёром, глядя на плоское личико НПС-болванчика. Или ставить игру на паузу и читать поток слов в энциклопедии. Я пытался слушать всё, что мне говорят, но после парочки получасовых монологов НПС заснул носом на клавише "скипнуть диалог". Создаётся впечатление, что я играл не за разбойника-гнома, а за бригаду бесплатных слушателей-документалистов, а моя команда были съёмочной бригадой. Каждый персонаж готов разродиться таким потоком слов, что я лучше бы получил по яйцам от парочки огров, чем заговорил бы хоть с кем-нибудь из них. И ладно бы это была полезная информация. Нет, они готовы трепаться просто ради трёпа! Так, один из моих сопартийцев перед входом в город разразился потоком исповеди, дескать он - внебрачный сын короля и местная шишка приходится ему дядей, но его отдали в сиротский приют, а оттуда отправили в армию, где он стал храмовником, чья задача быть цепными псами Церкви и убивать непослушных магов, но ему это не нравилось и он стал Серым Стражем, хотя от привычек не отказался и готов был сжечь на костре любого фокусника в радиусе досягаемости. "Отлично", сказал я ему, - "И что с того?" И я оказался прав - его, конечно, узнали при дворе, но окромя ещё одного потока диалогов мне это ничего не дало. Разве что с тех пор я про себя добавлял к его имени "эсквайер".
Теоретически, через диалоги должны были бы раскрываться персонажи, в том числе ваши напарники, но система ответов не даёт сделать это так, как я хочу. Например, в самом начале приключений я подобрал ведьму, которая оказалась редкостной стервой. "Эй", сказал я ей, - "Да ты просто зудящий чирей на заднице! Дайвай сюда пятюну, сестрица!" Но она обиделась и, как мне кажется, подмешала слабительного в мою сивуху. Или это мне пора завязывать пить колу на голодный желудок В конечном счёте приходится либо снова забывать, что я гном, родившийся там, где роды принимают с помощью большой плоской палки и бейсбольной перчатки, и любезничать с этими пустозвонами. И должен признать, это того не стоит. Как и в Масс Эффекте, они раскиданы по домашней локации, гордо именуемой лагерем, и просто ждут, когда я выделю в своём расписании время для их потоков слов. Но среди них нет кого-то интересного! Так, храмовник-королёк - это понятно, ведьма-сучка - тоже, кто ещё? Может быть та рыжулька, которая была бардом занималась Бог знает чем, а потом одумалась и решила уйти в церковь, но встретила сексуального безбородого коротышку, послала церковь и решила покутить напоследок, визжа "Больше золотого дождя!"? После разговора с ней я лишь решил присматриваться к местным монашкам в поисках байкерских татуировок и коллекции детских скальпов. Или тот белобрысы нигер, перерезавший глотки целой семье сможет рассказать мне что-то забавное? Нет, он только и умеет, что скулить о своём раскаянии. Он даже отказался погонять в баскетбол и покушать курицу с арбузом в местном KFC! В конечном счёте из всей банды я решил общаться только с псом, так как он забавный. Хотя я знаю, что если долго общаться с НПС, дарить ему/её подарки и принимать те решения, которые ему/ей понравятся, то в конце перед главным боссом можно будет насадить его/её на свой кукан. Прямо, как в МЭ - в самом конце, на тридцать секунд, в полной темноте, в надежде увидеть хотя бы кусочек сиськи. Как по мне это всё просто жалкое подхалимство и трата времени, но моё мнение непопулярно судя по огромному количеству сами-знаете-какого-контента, многочисленных гайдов, как кого уложить, и даже модов, которые добавляют таки порнушки в этот тусклый коричневый мир.
Может показаться, что я совершенно не в восторге от этой игры. Смею возразить - это не так! Несмотря на все эти бесячести, я смог продержаться уже довольно много ночей и хотя мне до концовки ещё, как до светлого будущего, я по-прежнему ловлю себя на том, что мне интересно играть и я с нетерпением бегу к новому квесту, едва сдав предыдущий. Отчасти это потому, что мир понятен и знаком, как классическая вариация Средиземья с попыткой казаться взрослей остальных за счёт повышенного градуса насилия и безудержных половых сношений в конце игры за тёмным экраном. Сюжет прост, не лишён сюжетных поворотов, но предсказуем и очевиден, что вовсе не портит его, а делает именно той сказкой, которой ожидаешь от игры. Отчасти, потому что сам гейплей не лишен своих прелестей.
Не буду вдаваться в подробности, но мне понравилась игровая боевая механика, которая в отличие от пострелушек в МЭ действительно забавляет и выглядит зрелищно. Более того, иногда мне приходилось чесать репу и пытаться провернуть тактический приём, отличный от долбежа палкой в лоб.
Ещё одним положительным моментом является то, что в ходе путешествия НПС-болванчики из твоей партии порой перекидываются парочкой слов. Например, я брал с собой ведьму, храмовника и пса и в итоге слушал их перепалки, которые даже показались мне забавными.
Таким образом, мы имеем всё тот же симулятор торговли подштанниками с коротышками и ушастыми воображалами, в котором половину проблем решают острыми железными предметами, а другую половину - бастионами из слов.