- Genesis Climber Mospeada 8/10**
С Моспидой меня связывает давняя история отношений.
Когда-то очень давно я, как и все мои сверстники, дико угорали по Черпахам по ещё
тому 2х2 в 8-00.
А следом после Черепах в 8-30 шёл Роботек.
И я бы его посмотрел тогда, если бы не ряд обстоятельств.
Ввиду того, что Роботек шёл в очень неудобном для меня таймслоте, когда уже надо было собираться и выходить, мне лишь изредка удавалось частями где-то что-то увидеть.
А учитывая то, что Роботек (Макросс) был по сути цельной сквозной историей, следить за его развитием без знания предшествующих событий было весьма тяжко.
И наконец, в детстве я онеме люто ненавидел.
Шутка юмора в том, что ключевую роль что в этом сыграл сам 2х2 , верочем эту историю я уже где-то рассказывал.
Так вот, Макроссовская арка Роботека закончилась, часть финала я даже застал.
Шло время, тянулось унылое обучение.
И в памяти так отложилось, что ТО, что стало крутиться в том же таймслоте после Роботека, было чем-то очень мрачным, полным безнадёги и синей крови пришельцев.
Так случилось, что хотяя целиком я застал всего лишь несколько эпизодов, Моспида навсегда застряла у меня в памяти как нечто безысходное и гнетущее.
А при попытках вспомнить, что же именно это было, ответа никак не находилось.
При поисках по косвенным признакам тоже не получалось найти.
Когда-то мне вообще не было до этого дела, но с течением времени и эволюцией взглядов, я порой возвращался к этой занозе и хотел от неё избавиться найдя ответы.
Пока в какой-то момент меня не потянуло наконец (пере)посмотреть Роботек, который оказался на самом деле Макроссом и тут всё как заверте…
Сложно поверить, что спустя более чем 20 лет я возьмусь за просмотр того, что по старым воспоминаниям было Моспидой, однако же.
Как оказалось, память-шлюха меня стабильно подвела в очередной раз.
Во-первых Моспида оказалась на удивление не мрачной и безысходной, а вполне себе задорной и увлекательной, хотя тут есть свои нюансы.
Во-вторых, те сюжетные ходы, что я помнил, оказались совсем не тем, чем мне подсказывали воспоминания.
Но тут сложно сказать, кто подвёл больше, блядовитая память или монтажные ножницы чудовища по имени Мачек.
По крайней мере эпизод в пустыне я чётко помню был про нехватку воды и часть героев всю серию упорно искала воду, особенно запечатлился момент когда герой в конце серии «перелил» воду из своего рта в рот болезненной героине.
По факту в Моспиде, эта серия оказалась тем ещё бэд-трипом с соком сомнительных кактусов.
И такая вот занятная паранойя большую часть просмотра: вроде бы помнить отдельные элементы, но контекст их взаимодействия оказывается совершенно неожиданным.
Наконец стоит сказать, что благодаря стяжательству одной небезызвестной конторы под вывеской HarmonyGold, американские зрители смогли увидеть Моспиду в оригинале лишь спустя 20 лет и то лишь спиратив.
Я даже близко не могу представить, сколь мощно фалломорфировали те, кто посмотрев по детству Роботека, позже увидели оригинальную Моспиду.
Впрочем, я скорее всего давно уже утомил вас своей ностальгией, поэтому вперёд, к разбору!
Моспида по времени создания относится к весьма интересному периоду первой половины 80ых где с одной стороны развивались рельсы совсем уж штампованных и наивных ходов анимации 70ых, с другой стороны, они сами становились золотыми стандартами для последующий поколений аниматоров.
Поэтому генеральные линии повествования кажутся чуть архаичными, но частности и особенности развития наоборот освежают на контрасте.
Наблюдать этот процесс весьма занятно.
Казалось бы, чем может тащить шоу тридцатилетней давности?
Секрет бесхитростен: бодрый сценарий и экшен, живые герои и диалоги, хорошая общая продуманность, качественное воплощение.
Звучит банально?
А попробуйте грамотно реализовать!
Сюжет Моспиды крутится вокруг архетипичного конфликта с инопланетной расой категории «либо мы, либо они».
У нас есть инопланетное вторжение, начавшее колонизацию ближнего космоса человечество, колонии на Марсе, космические флоты и конечно же мехи.
Звучит знакомо до скрежета зубного!
И вот тут начинается самое интересное: мало того, что здесь есть несколько принципиально разных типов мехов, сюжет будет совсем не о классическом ПИУ-ПИУ СОБРАЛИСЬ С ДУХОМ ПОШЛИ НА ТАРАН МАТЕРИНСКОГО КОРАБЛЯ.
После коротенькой экспозиции, в самой же первой серии вся операция землян летит в буквальном смысле ко всем чертям, прямиком навстречу земной поверхности перпендикулярно вниз.
Итого наше герой без поддержки остаётся один-одинёшенек на планете, которую уже немало лет назад захватили инопланетяне.
Я не знаток, и скорее всего, до 83 года уже были аниме так или иначе обыгрывающим тему выживания во враждебных условиях, но в моей памяти, все пришельцы до 83 года лишь пытались
захватить Землю, а человечество им упорно сопротивлялось.
Завязка яркая, интригующая и стремительная.
И вот тут надо сказать о главной фишке Моспиды.
Не смотря на свои годы, Моспида смотрится влёт и на УРА благодаря тому, что
хрен ещё где найдёшь столь же динамичную и бодрую историю.
При этом равномерно динамичную по всему хронометражу полноформатного сериала.
И дело тут не только в том, что у для развития выбрали удачный формат роад-муви.
Суть в том, что все элементы повествования работают на общую динамику как будто на зная в принципе о такой вещи как провисание.
Диалоги, схватки, погони и бытовые вещи присутствуют на экране ровно столько, чтобы чётко обозначить себя и сразу же перейти к следующему пункту.
Монтаж тут даже чересчур лихой: на каждую сцену редко когда отводится более 10и секунд.
Порой приходится напрягаться, чтобы восстановить последовательность действий и событий.
Впрочем, тут же кроются 2 из 4ёх главных недостатков сериала:
- отрывистое повествование
- отсутствие единой и цельной сюжетной линии
Вторым важным доставляющим пунктом оказываются герои.
Они являют собой отличный пример того, как без скатывания в крайности и глупости, довольно обычных персонажей можно очень выгодно преподнести и расписать их отношения.
Ключевым фактором в таком непростом деле является то, что герои тут
самостоятельны.
У каждого есть свои установки и они непреклонно им следуют не взирая на обстоятельства.
Они не являются безвольными жертвами манипулятора-сценариста.
Они весьма живые, постоянно чем-то заняты.
Их реакции логичны и естественны.
Им чужда пустая сентиментальность, они убивают и разрушают без тени сомнения, зачастую не думая о последствиях.
И всё это без лишних сомнений и соплей.
---------------НИЖЕ СПОЙЛЕРЫ----------------
Почти весь флот не выжил и уничтожен?
Взгрустнули, собрали что можно полезного и двинули дальше!
Нашли старую любовь которая тянет жилы?
Понастальгировали, обнялись, оставили шлюху сидеть в тёплом месте и двинули дальше!
Старые вояки из первой экспедиции полетели таранить очередную вражескую базу?
Земля им пухом, и двинули дальше!
Нашли целый пустой город?
Поели, поразвлеклись, взорвали всё вместе с пришельцами к едрене фене и жукам майским и двинули дальше!
Разъебали половину Нью-Йорка?
Похуй! Поём и пляшем на крыше!
Удалось достичь весьма равномерного зрительского внимания между героями.
Тут нет явных лидеров симпатий или аутсайдеров, но вместе с тем, компания не превращается в типовой набор сёнен-героев
различайте-нас-по-цветам.
Хотя командует в этот раз Синий. В меру разношёрстная банда, в меру адекватная обстоятельствам.
В сценарном деле есть такой щекотливый момент: если решение какого-либо конфликта становится СЛИШКОМ очевидным для зрителя, но герои тянут с ним, у зрителя закономерно растёт раздражение.
Случай не частый, но Моспида радует на удивление не тупыми и весьма сообразительными героями.
Отдельно хочу выделить двух персонажей.
Первый это андрогинный бисёнен и боевой трап Белбмонт Йеллоу.
Который по своей воле в зависимости от обстоятельств может играть разнополые роли.
Для 83 года это пришелец из другой эпохи!
При этом весь этот гендер-бендер является не просто обособленным объектом фагготрии, но завязан на сюжет, юмор и многие ситуации.
А уж какой твист он припас на финал!..
В нём отчётливо угадываются многие нити, получившие в творчестве Еситаки Амано дальнейшее развитие.
Второй примечательной особой является огненноволосая генка Минт.
Которая имеет неожиданно развитую сознательную сексуальность для своих 12и (!!!) лет и несёт львиную долю всех пикантных шуточек и ситуёвин сериала, а их немало.
Например так и не был раскрыт момент, состоялась ли её первая брачная ночь или нет, и ЧТО ИМЕННО послужило причиной её ухода. Примечательно и то, что смотрится всё это вполне органично (хотя и весьма неожиданно), а не навязанным фансервисом или тупой эччатиной, о которых в 83 и не слышали.
В принципе, этого уже достаточно.
Но для сияющего великолепия не хватает внутренней эволюции героев.
Враги как и положено для своего времени набросаны весьма условно, но следует отметить очень удачный и оригинальный визуальный (био)дизайн Инвидов , отлично подчёркивающий их особенности.
Недаром эти крабообразные мехи с синей кровью так прочно въелись в мою подкорку.
К слову, высокие точки подвески их орудий не только хорошо смотрятся, но и чрезвычайно функциональны
поиграете в мехосимуляторы, поймёте.
Казалось бы, Инвидам уготована типовая роль быть вечной немезидой героев преследующей их по пятам на протяжении всех серий.
Но очередная фишка Моспиды в том, что в отличие от подавляющего большинства сериалов, где
взаимодействие с противниками чётко укладываются в пару-тройку схем, здесь каждую серию герои будут вынуждены предпринимать нечто новое.
В одной серии Инвидов отгоняют ручным стрелковым оружием?
В следующей из будут разносить тяжёлым ракетным вооружением!
В одной серии их будут давить и пронзать брёвнами?
В следующей их будут заливать водой!
И так далее.
Во взаимодействии героев и их преследователей что-то постоянно будет меняться в зависимости от обстоятельств и текущего расклада.
Более того, подвергнут пересмотру даже такой штамп как
сакральная неприкосновенность противника!
Что имеется ввиду?
Обычно когда есть типовые противники, у них в кадре есть лишь 2 агрегатных состояния: либо жив, либо уничтожен.
В Моспиде же оказывается, что противнику можно оторвать ногу и он будет хромать, можно руку\клешню, выбить глаз и тому подобное, при этом оно не всегда обусловлено сюжетной необходимостью.
Подобная продуманность и проработка уникальна не только для начала 80ых, но и вообще!
В приключениях героев сквозят узнаваемые нотки Би-Бопа которые являются залогом зрительского успеха самых разных серий.
Героев сперва надо хорошенько окунуть в разные сложности, а затем подвесить морковку-удачу которая кажется всегда вот-вот и будет их, но каждый раз неизменно ускользает.
Главное знать меру.
Проблемы, встающие перед героями вполне логичны и их решения не вызывают вопросов.
Но тут кроется последний чётвёртый существенный недостаток: вместо того, чтобы развивать и нагнетать атмосферу продуманными особенностями выдуманной ситуации, благо декорации и мизансцены отличные, сценаристы зачастую ленятся и обращаются к типовым сюжетным заготовкам которые можно воткнуть в любое шоу.
Это огорчает, потому что мне показалось, потенциал весьма благодатного сеттинга оказался во-многом не раскрыт.
Да и выживач могли бы посуровее сделать.
Понравилось дозирование событий на серию: их вроде бы и не много, но лихой монтаж не даёт опомниться, как по экрану уже ползут титры.
Не педалированной драмы в меру, хотя мне кажется, могли бы чуть дожать.
Е если поначалу просмотра ещё сомневаешься, то к середине Москида тебя окончательно очаровывает и каждую следующую серию тянешь как можешь, потому что их остаётся в всё меньше.
Особняком стоит финал который по структуре закольцовывает историю, а по сути в очередной раз рассказывает про ядерную бомбардировку Японии.
Пусть не изящно, зато
про войну жизненно.
Рисунок не то чтобы выдающийся, но приятный.
Дизайн персонажей за авторством Ёситаки Амано тяготеет к анатомически достоверному, с заметным разнообразием, пусть и несколько стилизован (но не типирован!) для младшей возрастной группы.
Акцент на мягких лилиях, что отлично рифмуется биодизайном противников Инвидов.
Меха без повышенного внимания к деталям, но добротно проработанная, а главное разнообразная.
Ещё раз отмечу, что взаимодействие героев с Инвидами разнообразно не только по сути, но и по форме.
Экш0н подан очень бодро и собранно, как и весь сериал в целом.
Фоны чуть простоваты, но их очень много для 25и серий.
Палитра типичная для первой половины 80ых – густая, с минимумом полутонов, без глубоких теней, излишне тёмных или светлых сцен.
Причастность любимой мною студии Артмик к Моспиде признать сложно, впрочем на момент начала 80ых они только-только начинали.
Жаль, при издании на ДВД, картинку не ремастировали.
Местами камера активно подрагивает - очевидно лажал оператор при съёмке кадров.
Несколько раз в глаз бросился невычищенный из-под целлов мусор, смотрелось забавно.
С учётом всего вышеизложенного, сложно представить, но значительную роль в Моспиде играет музыка.
До Макроссовских бизнес-схем по созданию айдолов тут далеко, но одних вокальных номеров тут наберётся на вполне себе мини-диск.
С общим настроением и подачей Моспиды в саундтреке отлично рифмуется задорный фанкующий бас.
Не будучи чем-то сверх-выдающимся, музыка тут не просто отличная, тут не было ни одной проходной темы.
Они все запомнились и понравились.
ОСТ скачан и всем рекоменуется.
Итого, если бы Моспида имела более цельный и продуманный сюжет, более сложных героев с их эволюцией и наконец не увлекалась бы отвлечением на типовые филлерные элементы, а разрабатывала свои фишки сеттинга, получился бы несомненный шедевр на века.
Потому что всё остальное ей более чем удалось.
И даже в таком виде, она вполне заслуживает внимания и любви.
Остаётся только сожалеть о том, что ни сама франшиза, ни её основные темы (безнадёга + выживание + технопокалипсис) так и не пошли в массы в отличие от более успешных собратьев, как например это случилось с Макроссом.
Стоит ли смотреть Моспиду нынешнему поколению?
Думаю, попробовать стоит.
Потому что кроме прочих достоинств, Моспида служит отличным примером того, что пользуя лишь традиционные средства выразительности, можно создавать крепкие и цепляющие вещи которым не страшно время.
Потому что основы
драматургии незыблемы.
Альзо, закономерно, что рекомендуемые в МАЛе схожие по духу вещи так же хороши как на подбор.
Правда, каждая со своими болячками, что не мешает им всем иметь достойные места в моих табелях.
Кроме Теккмана - его ещё не смотрел.
И наконец, сложно себе представить, какой бы получилась лебединая песня классического американского приключенческого сериала (Эхо-Взвод), не будь замечательной Моспиды и жадного поляка.