Автор: Бренда Ходдинотт
Переводчик:Артур Галата (Акио)
Редактор: Red Salamandra
В течение моей продолжительной карьеры я наделала кучу ошибок и приобрела кучу опыта. Также я выявила множество легчайших и эффективнейших методов работы. Эти подсказки и советы представлены для того, чтобы сделать Ваш опыт рисования более приятным и менее разочаровывающим.
Чтобы найти необходимую Вам подсказку, они были разделены на данные категории:
1. В общем говоря
2. Работа с фотографиями
3. Свет и тень
4. Смешивание затенения
5. Композиция
6. Рисование с сеткой
7. Рисование портретов и людей
8. Перспектива
9. Рисование фигур с натуры
10. Подпись
11. Защита рисунка
12. Пушинки
13. Поддержка удовольствия
14. За скетчбуком
1. Введение.
[ скрытый текст ]
1) Чтобы избежать разводов и последствий повторных движений, двигайте пальцами и кистью как можно меньше. Вы должны работать плечом и предплечьем.
2) Избегайте использования дешевого графита! Он подходит для письма, но при рисовании может царапать бумагу вместо того, чтобы оставлять гладкий след. Профессиональные карандаши, предназначенные для рисования гладких плавных линий, изготовлены из смеси графита и глины более высокого качества.
3) Держите карандаши в каком-нибудь безопасном месте, чтобы они не упали! Если карандаш упадет, графит внутри сломается, и его будет очень трудно заточить.
4) Покупайте только профессиональные механические карандаши. Разумеется, их стоит приобретать в специализированных магазинах. Такие карандаши дороги, но и служат они значительно дольше, чем карандаши из обычных отделов канцелярских товаров.
5) Не используйте бумагу с глянцевой поверхностью! Она не имеет рельефа, а это значит, что графит и уголь не могут на ней удержаться.
6) Избегайте бумаги, в составе которой имеются кислоты! Не обманывайтесь дешевыми подделками качественной бумаги для рисования. Перед тем, как купить скетчбук, убедитесь в том, что бумага не содержит кислот. Если на упаковке написано, что бумага для рисования, это еще не значит, что она не содержит кислот. Ваши старания пропадут даром, если бумага начнет ухудшаться и желтеть.
7) Бережно обращайтесь с рельефом бумаги! Рельеф может быть легко нарушен при слишком сильного нажатии карандаша. Если штриховка начинает блестеть, это говорит о том, что при повторных движениях на одном месте рельеф разрушается, и последующее штрихование не будет держаться на поверхности бумаги.
8) Некачественные ластики могут испортить рисунок! Избегайте использования цветных (особенно розовых) и слишком твердых ластиков (такие часто встречаются на концах карандашей).
9) Наждачную бумагу можно использовать в качестве точилки. Нарежьте наждачную бумагу на длинные узкие полоски и скрепите их степлером с одного конца.
10) Не рисуйте на плоских поверхностях! При рисовании на плоской поверхности верхняя часть листа бумаги находится от вас дальше, чем нижняя. В итоге, пропорции в работе могут быть нарушены.
11) Вы можете почистить свой ластик, потерев его об чистую бумагу, пока он не побелеет. Очищенные ластики быстро пачкаются, так что стоит запастись несколькими.
12) Когда рисуете круг или овал, изучайте его со всех сторон, поворачивая лист. Посмотрите на его отражение в зеркале, чтобы выявить проблемные зоны.
13) Рисуйте медленно. Точность важнее скорости. Ваша скорость будет автоматически увеличиваться по мере приобретения опыта.
14) Не нажимайте на карандаш слишком сильно. Это делает рисунок невозможным для исправления; кроме того, на бумаге остаются вмятины. При попытке закрасить эти вмятины мягкими карандашами (2В или 6В), они проявляются белыми полосками, портящими рисунок.
15) Инструменты должны всегда быть в порядке и собраны в одном месте, чтобы можно было их в любое время быстро взять и поехать, скажем, на занятия.
16) Если вы планируете рисовать вне дома, обратите внимание на такие факторы, как погода, освещение, время суток и угол, под которым вы хотели бы рассматривать объект. С учетом их и воплощайте Ваши планы.
17) Практикуйтесь в рисовании прямых линий от руки. Однако, в некоторых случаях, для рисования прямых линий все же стоит использовать линейку.
18) Тщательное изучение объекта – самая важная часть в создании скетчей.
19) Рисование с натуры развивает память. Каждый раз при рисовании нового объекта в Вашей долговременной памяти сохраняется ценная информация.
20) Не бойтесь использовать Ваши творческие способности, чтобы переместить, подправить или даже полностью изменить детали объекта, над которым работаете.
21) Помещайте свои незаконченные работы в безопасном месте, которое у Вас на виду. Каждый раз, когда заметите деталь, которую хотите исправить, сделайте запись об этом в записной книжке и исправьте ее позже.
22) Не кладите на бумагу для рисования скотч, так как при ее удалении Вы можете повредить бумагу.
23) Если вам необходима симметрия при изображении предметов или лиц, перед тем, как начать рисовать, прочертите по центру линию. Визуально отмеряйте расстояние по обе стороны от этой линии в процессе рисования. Если вы хотите, чтобы определенные фрагменты рисунка были наиболее точными, можно использовать линейку.
2. Работа с фотографиями
[ скрытый текст ]
24) Если Вы не являетесь профессиональным фотографом, используйте фото только в качестве референса. По возможности, лучше рисовать с натуры.
25) Используйте рамку – видоискатель, которая поможет скорректировать композицию фотографии до того, как вы приступите к рисованию. Ее можно сделать с помощью листа твердой бумаги и двух больших скрепок.
26) Если Вы хотите, чтобы лицо на фото было под слегка другим углом, вы можете немного наклонить фото при прикреплении его к листу бумаги. Используйте паспарту, чтобы прикрыть загнутые края фотографии.
27) Прежде чем начать рисовать объект с фотографии, найдите массу его изображений под разными углами. Прежде, чем начать рисовать объект, следует знать, как он выглядит со всех сторон.
3. Свет и тень
[ скрытый текст ]
28) Прежде чем приступить к штрихованию, убедитесь, что все объекты, расстояния между ними и элементы перспективы нарисованы правильно. Проверьте расположение объектов по отношению друг к другу; убедитесь, что углы, пропорции и размеры верны. Исправьте, если что-то не так.
29) Многие художники предпочитают рисовать от светлого к темному. При рисовании светлых участков, вы можете наносить средние (по толщине) штрихи поверх светлых. Такой метод рисования создает плавные переходы тонов. Поверх среднего тона наносится темный.
30) Присмотритесь повнимательнее, чтобы увидеть все особенности (блики и тени), дающие вам полное представлением о предмете до начала наброска.
31) Почти все предметы имеют несколько тонов. В зависимости от источника света, большинство объектов имеют очень светлые и довольно темные области. Если вы видите их, вы сможете изобразить объект трехмерным.
32) Когда вы делаете штриховку с градациями, вы можете сделать переход от одного тона к другому почти незаметным, рисуя отдельные затеняющие линии разной длины. Иногда короткая линия, нанесенная между двумя другими, помогает сделать переход визуально более гладким.
33) Периодически отходите от рисунка на некоторое расстояние, чтобы иметь возможность видеть все тона. Возможно, потребуется некоторые места сделать темнее или светлее.
34) Сначала рисуйте форму и только затем занимайтесь светом и тенью.
35) Создание иллюзии трехмерности важнее изображения узора или текстуры.
36) Используйте черновик, чтобы поэкспериментировать с различными текстурами, которые вы планируете использовать в рисунке.
37) Если использовать мало тонов, ваш рисунок будет выглядеть плоским. За исключением случаев, когда вы хотите придать рисунку особое настроение или специально планируете сделать его плоским, используйте полный спектр тонов.
38) Текстуры некоторых трехмерных объектов очень сложно перевести в двухмерные (например, изображения ракушки или леса). До того, как начать штриховку, сделайте черно-белую фотокопию объекта (путем сканирования или распечатки на принтере), чтобы увидеть, как выглядит текстура на плоском листе бумаги
39) Если вы делаете перекрестную штриховку объекта, в процессе работы поворачивайте рисунок так, чтобы рисовать естественными движениями руки.
Также следует пробовать и новые положения руки. Самое удобное положение – самое правильное.
40) Когда рисуете животное или человека, мысленно разделите объект на простые фигуры и отмерьте пропорции. Подробно изучите области, в которых части тела изгибаются, поворачиваются, сужаются или расширяются.
41) Штриховка наклонных теней (например, поверхности, на которой сидит объект), осуществляется таким образом, что чем ближе к объекту, тем темнее, и чем дальше, тем светлее.
4. Смешивание затенения.
[ скрытый текст ]
42) Смешивание трудно дается начинающим. До того, как начать учиться смешиванию, развивайте навыки штриховки путем традиционных методов штриховки – ретуширования и перекрестной штриховки. Чтобы хорошо смешивать тона, надо научиться правильно накладывать градуированные тона. В конце концов, смешение требуется всегда. Однако смешение, использованное для того, чтобы скрыть плохо нанесенную штриховку, не имеет смысла.
43) Никогда не смешивайте тона пальцами! Даже не прикасайтесь к месту, где планируется смешивание. Ваша кожа может выделять жиры, которые будут заметны после смешивания (особенно в местах нанесения светлых и средних тонов). Создание ровного тона в таком случае станет практически невозможным.
44) Нанесение штриховки со смешиванием тона требует использования широкого диапазона тонов. Одной из самых распространенных ошибок является чрезмерное смешивание темных участков. На темных участках смешивание следует использовать очень мало, или не использовать совсем. Если смешивание забирает слишком много графита, стоит затенить область еще раз.
45) Используйте для смешивания бумажные полотенца, намотанные на палец. Следите, чтобы полотенца не соскальзывали.
46) Конечный вид смешивания зависит от многих факторов, таких как инструменты, метод затенения, вид бумаги.
47) Не сдавайтесь если Вам не нравятся Ваши первые попытки смешивания. С внимательностью и практикой приходят навыки смешивания.
5. Композиция.
[ скрытый текст ]
48) Идеальная композиция требует элементов с разными формами, размерами и текстурами. Но не забывайте о простоте. Избыточность элементов делает рисунок переполненным и не гармоничным.
49) Выбирайте формат рисования, соответствующий объекту. Например, при рисовании портрета стоит использовать вертикальный прямоугольник, а при пейзажах – горизонтальный.
50) Вы можете объединить объекты в натюрморте, выбирая те, что относятся к одной и той же тематике. Например: садовые инструменты и растения, Кухонная утварь и еда, сервизы, темы, объединенные текстурой или цветом (например, все объекты обычно черные или синие).
51) Композиция становится более интригующей, когда Вы подчеркиваете главную часть большим количеством деталей и сильнейшим контрастом тонов, чем в остальной части.
52) Лучше включайте в группу нечетное количество объектов в группу, чем четное.
53) Уделяйте много внимания фигурам как с задней, так и с передней стороны.
54) Вы зачастую можете наблюдать прекрасные для рисования объекты в плохой композиции. Если природа или человека расположили объекты не так, как Вам хотелось бы, не бойтесь менять их места или просто не использовать.
55) Изучайте композицию в работах великих мастеров (прим. переводчика – Малевича, например). Когда вы поймете основные линии, Вам станет легче планировать рисунок и ваши композиции станут смотреться более органично.
56) План затенения в виде миниатюрного эскиза предоставляет Вам наметку Вашей композиции.
57) Используйте некоторые базовые элементы композиции, такие как баланс, тени, пропорции и перекрытие, чтобы направить взгляд зрителя на Ваш центр композиции.
58) Распределяйте объекты асимметрично. Длиннейшие объекты лучше смотрятся расположенными на одной половине композиции.
59) Располагайте Ваш центр композиции так, чтобы его окружали другие элементы. Другими словами, не размещайте центр композиции в мертвой точке (также иногда ее называют бычьим глазом)! Сделав иначе, центр будет выделятся, а остальные части вашего рисунка могут стать незаметны и общая композиция становится слабой.
60) Не располагайте все темные или все светлые участки на одной стороне пространства рисунка. Чаще всего баланс света и тени важен настолько же, насколько и сами объекты. Иногда просто немного подвинув некоторые детали влево или вправо или сделав их светлее или темнее можно сбалансировать композицию.
6. Рисование с сеткой
[ скрытый текст ]
61) Не важно, насколько вы аккуратны, когда вы рисуете с сеткой, могут произойти неожиданности. Если вы нарисовали некоторые линии не в том квадрате сетки, просто сотрите эту часть, обновите задетые стеркой линии сетки и продолжайте работу! легко нарисованные линии легко стереть!
62) Нарисуйте сетку на фотореференсе хорошим перманентным маркером или обычной шариковой ручкой. Они виднее карандаша, который к тому же оставляет на фото царапины.
63) Никогда не рисуйте сетку на оригинале! Сделайте фотокопию.
64) Использование сетки помогает воспроизводить точные пропорции и правильную перспективу, когда работаете с фотореференсом.
65) Если Вам не нравится рисовать сетку на фото, возьмите несколько кусочков ацетат (не замороженного) в магазине художественны инструментов. Нарисуйте сетки с помощью квадратов различной величины на отдельных листах хорошим перманентным маркером (или нарисуйте ее в фотошопе и распечатайте на ацетате). Чтобы наложить сетку на фото, особенно если не хотите повредить его, просто расположите такой лист поверх фото и приготовьтесь рисовать! К тому же Вы можете использовать такую сетку несколько раз!
66) Прилепите углы бумаги, на которой рисуете к миллиметровой бумаге клейкой лентой, чтобы легче было нарисовать сетку. Регулируйте размер квадратов пропорционально желаемым размерам рисунка.
7. Рисование портретов и людей.
[ скрытый текст ]
67) Когда рисуете лицо в анфас, нарисуйте линию симметрии посередине на Вашей бумаге перед тем, как приступить к рисунку. Она поможет определить горизонтальные дистанции симметричный частей лица.
68) Всегда добавляйте больше теней и бликов в глаза людей и животных.
69) в графитном и угольном портрете Вы можете подразумевать цвет радужки глаза используя различные тона. Тон карих глаз очень темны, почти такой же, как и зрачок. Голубые, синие или зеленые глаза чаще всего показываются средними тонами. Бледно-голубой, серо-зеленый и серый очень светлые и на рисунке сильно контрастируют со зрачком.
70) Секрет хорошего рисования зубом в усердном рисовании! Просто позвольте губам создать на них тень. Никогда не рисуйте линии между отдельным зубами, иначе в итоге вы получите не зубы, а шахматную доску.
71) Никогда не рисуйте ресницы от кончика к веку. Всегда рисуйте их по направлению роста.
72) Работы с мягким освещением идеальны для портретов маленьких детей.
73) Глаза младенцев и детей более округлые, радужки выглядят значительно больше, а брови светлее, чем у взрослых.
74) Головы младенцев очень большие в пропорции к их маленькому телу или лицу. Частая ошибка начинающих – попытка сделать лицо слишком большим, пропорциональным размеру их черепа. У взрослых лицо занимает приблизительно половину черепного пространства, а у детей – треть.
75) Противьтесь искушению сделать волосы ребенка слишком тонкими или слишком пышными. Волосатость повышенная может создать впечатление, что ребенок старше своего возраста.
76) Возраст человека на рисунке зависит от изменений трехмерных форм структуры скелета, изменения внешнего вида кожи и мышц. Вы не сможете правильно изобразить возраст лишь проведя несколько линий на лице.
77) Когда рисуете карикатуру знакомого, друга, члена семьи или известности, особо выделяйте самые заметные черты. Если глаза расположены далеко друг от друга, сделайте их еще дальше. Если брови густые, толстые и темные, сделайте их гуще, толще и темнее! Если у человека большой подбородок или нос, сделайте его еще больше! Если прическа тонкая, сделайте ее тоньше, если густая – гуще!
78) Большая часть глаз выглядит по-разному с разных углов. Человеческие глаза также меняют форму при разных выражениях лица.
79) Когда Вы рисуете глаза, необходимо прорисовывать формы лица и разные лицевые особенности вокруг глаз.
80) Когда бы Вы ни рисовали глаза, наносите линии наброска тонко, чтобы их можно было легко стереть в дальнейшем. Ни одна часть глаза не должна быть нарисована толстыми темными линиями. Вместо линий используйте контрастирующие теневые градации, чтобы отделить различные части глаза и придать глубину их формам.
81) Вся мимика создается движениями мышц лица. Когда мышцы совершают свою работу, отдельные области лица двигаются и зачастую создают морщинки и складки.
82) Когда кто-то грустит, края губ загибаются вниз. Когда радуется – вверх.
83) Когда Вы выбираете позу для портрета, что-то простое, как наклон головы может сделать рисование более интересным и даже сказать что-то о характере модели.
8. Перспектива.
[ скрытый текст ]
84) Когда показываете мир, основывая на геометрической перспективе, чем дальше объекты, животные и люди, тем меньше они должны быть.
85) Перспектива позволяет Вам рисовать людей более точно и реалистично. Руки и ноги смотреться непропорциональными, когда показаны с конца.
86) Находите возможности показывать людей с экстремальными перспективами в реальной жизни. Вы можете даже лечь на пол и попросить друга или члена семьи (чем он будет выше – тем лучше) встать перед вами. Голова будет выглядеть маленькой, а ноги непропорционально большими, в целом тело будет смотреться короче, чем есть на самом деле.
87) Внимательно развивайте понятия перспективы и они начнут становится инстинктивными. Подробное изучение людей и объектов вокруг Вас помогут расширить знания о перспективе.
88) Линия горизонта и уровень глаз – одно и то же. Объекты на уровне Ваших глаз должны касаться линии горизонта и их линии перспективы сходятся. Объекты под уровнем глаз – ниже горизонта. Над уровнем глаз – выше горизонта.
89) Всегда рисуйте линию горизонта параллельной верхней и нижней стороне квадрата или прямоугольник пространства для рисования.
90) Вы можете создать иллюзию того, что облака у линии горизонта дальше тех, которые у верхней части пространства для рисования рисуя их меньше, ближе друг к другу и светлее.
91) Накладывая ближайшие объекты на дальнейшие усиливается иллюзия глубины.
9. Рисование фигур с натуры.
[ скрытый текст ]
92) Выявление внешних трехмерных форм взрослых людей, таких как определение костей, жиров и мышц важнее запоминания названий частей тела.
93) Выбирайте экспрессивные, артистичные и удобные для модели позы.
94) Используйте скотч или мел, чтобы отметить место, где стояла, сидела или лежала модель.
95) Экспериментируйте с различными инструментами для рисования, такими как уголь и графитные палочки. Используйте большие листы для скетчей фигур.
96) Когда рисуете с живой модели, позаботьтесь о закусках и напитках. Помните, что работать моделью очень сложно.
97) Не переживайте, если поначалу у вас не получается рисование ладоней и ступней. Просто старайтесь, насколько можете и у Вас начнет получаться!
10. Подпись
[ скрытый текст ]
98) Потратьте некоторой время для экспериментов с написанием букв в вашем имени и придумайте красивую подпись, которую легко будет использовать.
99) Подписывайтесь тем же материалом, которым выполнена работа.
100) Лучшее место для подписи – нижний левый или нижний правый угол. Сначала слегка набросайте имя, и если вам нравится эта позиция, нарисуйте ее темнее.
101) Будьте аккуратны с размерами. Не делайте подпись слишком большой, чтобы она не затмевала рисунок и не слишком маленькой, чтобы ее не было трудно прочесть.
11. Защита рисунка.
[ скрытый текст ]
102) Когда ваш рисунок полностью завершен, фиксирующий спрей может предохранить вашу работу от случайного размазывания графита. Инструкции говорят, что вы можете стереть детали после нанесения, но у меня этого не получалось. Также часто утверждают, что можно рисовать поверх спрея. Я считаю, что он меняет текстуру бумаги и потому стараюсь не рисовать после фиксации.
103) Используйте спрей только в хорошо проветриваемом помещении или на улице в хорошую погоду. Три-четыре тонких слоя спрея работают лучше одного-двух обильных.
104) Не храните Ваши рисунки касающимися скотча или гафрированного картона. Это может их обесцветить всего за несколько недель.
105) Всегда подкладывайте под руку кусок чистой бумаги.. Каждый раз, начиная работать в новой области, перемещайте и этот лист чтобы предотвратить размазывание графита.
106) Жирные пятна или грязь на чьих-то руках могут повредить бумагу для рисования. Держите бумагу за края и никогда не прикасайтесь к середине без острой необходимости (даже во время рисования). Прежде чем показать кому-то свой рисунок предупредите его о том, что рисунок легко может быть поврежден. После ОЧЕНЬ внимательно следите за ним на случай, если они забудут!
107) Убирайте рисунку в безопасное место после окончания работы!
108) Никогда не оставляйте рисунки под прямыми солнечными лучами вне зависимости от того, как вы его обработали!
109) Имейте специальное место для обрезания бумаг и краев. Законченный рисунок, случайно разрезанный пополам превратится в два клочка бумаги.
110) Никогда не оставляйте напитки на рисунки, иначе вместо рисунка на бумаге будут цветные пятна.
111) Рисунки всегда должны быть помещены за стекло. Убедитесь что бумага не содержит кислот. Если вы хотите поставить в рамку рисунок, которым действительно гордитесь, купите рамку с консервационным стеклом, если можете это себе позволить.
12. Пушинки
[ скрытый текст ]
112) Рисование – это путь, а не пункт назначения. День, когда вы будете полностью удовлетворены своим рисованием – это день, когда вы соберете свои монатки и уйдете из него. Обучение рисования – это бесконечное приключение.
113) Вам нужны всего три ингредиента для развития ваших способностей в рисовании: практика, практика и еще раз практика! Рисование – это слово, подразумевающее действие – вы учитесь рисовать, когда действуете!
114) Экспериментами с различными техниками затенения помогут подобрать наиболее подходящий для вас. Оставайтесь честны с самим собой и продолжайте создавать свой уникальный стиль рисования. Помните, что не существует правильных или неправильных методов рисования.
115) Поддерживайте скетчбук и сохраняйте в нем все любимый рисунки. Просмотр старых работ вдохновляет и самоутверждает.
116) Рисуйте так, как вы действительно любите. Стили нельзя назвать верными или неверными... они просто есть. Со временем, Ваш стиль будет говорить сам за себя.
117) Талант – это осознание того, что ты развиваешь умение и мотивирован стать необыкновенным. Для этого необходимы физическая и духовная склонность, которые могут появится с тяжелым трудом, внимательностью и преданностью.
13. Поддержка удовольствия
[ скрытый текст ]
118) Выделяйте время для рисования каждый день. Создайте уютное местечко, в котором ничто не будет отвлекать. Если Вы почувствуете себя уставшим или измотанным, сделайте перерыв. Когда вернетесь, посмотрите на рисунок и начните исправлять все, что вам не нравится.
119) Чтобы предохранить глаза от усталости, следите, чтобы свет подходил к времени суток. Днем желателен натуральный свет, а вечером – настольные лампы, сфокусированные на работу.
120) Будьте уверены, когда начинаете проект, что он в ваших силах. Если Вы новичок в рисовании, выбирайте объекты, которые вам кажутся очень, очень простыми.
121) Всегда рисуйте то, что Вас привлекает, иначе есть вероятность, что вы бросите начатую работу на пол-пути.
14. За скетчбуком.
[ скрытый текст ]
122) Уделяйте время изучению стилей искусства и знаменитых художников. За последние годы искусство стало вполне доступным в галереях, книгах – сборниках и в интернете. С внимательным изучением произведений других художников Вы получаете бесценную информацию, которую Вы можете применить в своих рисунках.
123) Следите за выставками и старайтесь посетить как можно больше. Зачастую вы можете встретить на них автора.
124) Вы можете развить творческие способности, практикуя умственные и зрительные упражнения, такие как оптические иллюзии.
125) Следите за появлением курсов по рисованию в вашей области. Там Вы сможете не только развить свои навыки, но и пообщаться с братьями по разуму, узнать их техники рисования и стили.
126) Планируйте выходы, находите какие-нибудь модели-представители флоры, рисуйте их с различных ракурсов, прорисовывайте приближенные текстуры, отдельные лепестки или тычинки, который определяют уникальные качества модели.
127) Если вы можете попасть в классы рисования-с-натуры, вы имеете хорошую поддержку в обучении в рисовании с живых моделей.
128) Исследуйте гаражные распродажи, антиквариатные магазины и находите какие-нибудь «старые» объекты для рисования. Старые и изношенные объекты имеют красочный «характер», который Вы можете определить и показать как неотъемлимую часть в рисунке.
129) Интернет – бездонный ресурс уроков рисования. Многие художники выставляют уроки, мастер-классы и курсы. Уделите время для прекрасных е-групп в интернете, где художники разных народов делятся секретами, критикуют работы друг друга и в открытую обсуждают различные техники и художественные ресурсы.
130) Изучайте интернет или Вашу общественную библиотеку, чтобы узнать больше об истории искусств. Не пропустите ренессанс, романтизм, реализм и импрессионизм.