>>5888010Как правило, лишения начинались после творчества.
Главное для творчества - это известность и спрос. Известность не только позволяет одним творцам узнавать об идеях других, не только позволяет развивать и оттачивать стиль, не только увеличивает позитивную конкуренцию, но и главное - приносит творцу осознание важности собственных усилий, а пока еще не творцам - желание стать такими, как успешные творцы.
Спрос так же важен, поскольку он необходим творцам, чтобы полностью сконцентрироваться на творчестве - чтобы было, что кушать, он необходим издателям, чтобы рекламировать лучших творцов, он необходим для того, чтобы худшим творцам перепадало хотя бы столько, чтобы они не переставали творить и создавали пирамиду бездарностей, на вершине которой выкристализовываются таланты и гении.
А теперь внимание.
Как только творческая работа становится известной, так сразу у неё возникают почитатели и хейтеры. И число хейтеров вообще не связано с качеством работы, а прямо пропорционально количеству почитателей - чем больше почитателей, тем больше хейтеров и тем яростнее они хейтят.
Но хейтер, который не только хейтит, но и использует государственную машину насилия, для уничтожения объктов своего "хейта" - это уже совсем другая история. Это значит, что в обществе, где у хейтеров есть доступ к государственному насилию - то есть во всех обществах с сильной цензурой - любой автор, творческий стиль, течение, или конкретная работа, которая будет достаточно хороша, чтобы привлечь значительное внимание публики, будет автоматически сильна ненавидима, а следовательно - запрещена, как и все подобные ей.
Это значит, что в обществе с высокой цензурой в принципе невозможно создавать интересную или качественную культуру.
В обществе без денег невозможно поддерживать большое количество творцов. Это значит, что творцам неоткуда будет черпать свежие идеи, не с кем соревноваться. А главное - это значит, что огромное количество людей, которые, возможно, создали бы что-то интересное, или хотя бы предложили пару новых мелких идей на уровне поворота сюжета, цветового решения или новой метафоры - эти люди в принципе никогда не попытаются творить, а потому не обоготят культуру.
В таком обществе творчество будет всегда оставаться на примитивном уровне и будет в принципе вторичным.
Для творчества, да и для культуры вообще, включая науку, нужны две главные вещи:
- свобода
- много состоятельных покупателей
Свобода - важнее, с ней и без денег можно создать какие-то очень оригинальные вещи (уровня Зеленого слоника), но и деньги тоже очень важны (чтобы создавать что-то более качественное, чем Зеленый слоник), хотя с деньгами, но без свободы (см. Союз Литераторов СССР, китайскую официальную культуру и прочих богатеев) ничего путного создать не получится всё равно.