>>3258011Доказательства из Сунны на запрет музыки и песен Часто мы можем слышать от дозволяющих музыку и песни такие слова: «Нет ни одного достоверного хадиса, указывающего на запрет музыкальных инструментов!» В этом своем заявлении они опираются на высказывание об отсутствии достоверных хадисов о запрете музыки у Ибн Хазма, а также аль-Гъазали и их последователей.[7]
Однако ученые-мухаддисы нашей общины сообщили, что в науке о хадисах эти люди не специализировались. Важное правило гласит: «Незнание каких-либо вещей не указывает на знание об их отсутствии».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Не следует опираться на слова того, кто не знает положение о доказательствах, так же как и не следует опираться на слова того, кто не обладает знанием науки о хадисах”. См. “Маджмууль-фатауа” 18/51.
В действительности же Сунна пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) содержит в себе множество запретов на музыку и песни, и заблуждаются люди, говорящие, что нет достоверных хадисов, указывающих на ее запрет.
Действительно, среди хадисов о запрете музыки есть множество слабых, однако среди них есть достоверные сами по себе и достоверные в силу существования других. Поэтому прежде, чем перейти к подробному рассмотрению этой главы, необходимо отметить, что слабые хадисы делятся на два вида: те, которые усиливают друг друга и на которые можно и нужно опираться, и те, на которые опираться нельзя. Хафиз аль-‘Аляи сказал: “Слабые хадисы, которые являются таковыми по причине слабой памяти передатчиков, усиливаются подобными”. См. “Джами’ ат-тасыль” 38.
То же самое говорили имам Ибн ас-Салях и хафиз Ибн Касир в своих трудах о терминологии и науки по хадисам. Т.е. если по одному вопросу существуют несколько слабых хадисов, причина слабости которых заключается не в лживости, нечестии или фальсификации передатчиков, а только плохой памяти или их ошибках, то они усиливают друг друга, доходя до уровня хорошего или даже достоверного. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.
Начнем с самого главного хадиса о недозволенности музыки. Имам аль-Бухари в своем «ас-Сахихе» писал: “Сказал Хишам ибн ‘Амар: «Рассказал нам Садакъа ибн Халид, который сказал: «Рассказал нам ‘Абдур-Рахман ибн Язид ибн Джабир, который сказал: «Рассказал нам ‘Атыя ибн Къайс аль-Киляби, который сказал: «Рассказал мне ‘Абдур-Рахман ибн Гъанам аль-Аш’ари, который сказал: «Поведал мне Абу ‘Аммар или Абу Малик аль-Аш’ари и, клянусь Аллахом, он мне не соврал, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И появятся в моей общине люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шелк, вино и музыкальные инструменты (аль-ма’азиф). И некоторые из них поселятся у края высокой горы, а вечером к ним пригонят их скот и придет к ним бедняк, чтобы обратится за помощью, а они скажут: “Возвращайся к нам завтра”. Однако Аллах уничтожит часть из них, обрушив на них эту гору, других же обратит в обезьян и свиней, и они останутся такими до самого Дня Воскрешения». аль-Бухари 5590.
Ибн Хазм, Абу Тахир аль-Къайсарани и их сторонники считали, что данный хадис из категории му’аллякъ, и они сказали, что имам аль-Бухари привел этот хадис та’ликъан[8] в своем «ас-Сахихе», ибо он сказал: “Сказал Хишам ибн ‘Амар…”, что указывает на то, что иснад между аль-Бухари и Хишам ибн ‘Аммаром прерывается.
Вторая причина, по которой они посчитали данный хадис слабым, это сам Хишам ибн ‘Аммар.
И третья причина – это сомнение в имени сподвижника, от которого передается данный хадис.
Ответы на эти заявления:
Во-первых, данный хадис хоть и был приведен имамом аль-Бухари в форме та’ликъ, не является таковым, как раз по той причине, что он сказал: “Сказал Хишам ибн ‘Аммар…”, ибо известно, что аль-Бухари о сомнительных преданиях говорил неопределенно, как например: “Передается”, “Сообщается” и т.п.
Хишам ибн ‘Аммар из числа учителей имама аль-Бухари, от которого он передавал хадисы, и помимо этого он передал от него еще два хадиса. См. “Хадий ас-сарий” 248.
Далее, этот хадис помимо аль-Бухари с полноценным иснадом и не в форме та’ликъ передали и другие имамы, среди которых Ибн Хиббан 6754, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3417 и другие.
Имам Ибн ас-Салях сказал: “Этот хадис не подобен подвешенным (му’аллякъ) и не выходит за рамки достоверного!” См. “Мукъаддима улюм аль-хадис” 72.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Этот хадис аль-Бухари привел та’ликъан, однако он соответствует условиям достоверности, выдвинутым им самим”. См. “аль-Истикъама” 1/294.
Хафиз аль-‘Иракъи в разъяснении достоверности данного хадиса сказал: “Большинство хадисов му’аллякъ прерываются между передатчиками, и они имеют разные виды. Однако этот хадис не подобен им, поскольку Хишам ибн ‘Аммар из числа учителей аль-Бухари, на которого он опирался в своем «Сахихе» не только в этом хадисе. И поскольку имам аль-Бухари не известен своей фальсификацией (тадлис), то слова его об этом хадисе: «Сказал» подобно словам: «От» или: «Рассказал мне» или: «Сказал мне»”. См. “аль-Мугъни ан хамаль аль-асфар” 2/271.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис достоверный и у него нет никаких недостатков!” См. “ат-Тагъликъ” 5/22.
Ибн аль-Къайим писал: “Никто не заявлял о том, что этот хадис не достоверный, кроме Ибн Хазма, который сделал это, чтобы подтвердить свое ложное мнение о дозволенности музыкальных инструментов. Он заявил о том, что данный хадис является подвешенным. Это заявление является ложным по нескольким причинам:
Во-первых, имам аль-Бухари встречался с передатчиком Хишамом ибн ‘Аммаром и слышал от него хадис, доказательством чему являются его слова: “Хишам сказал”, что по единогласному мнению равносильно словам “От Хишама”.
Во-вторых, если бы аль-Бухари не слышал этого хадиса от Хишама, то не начал бы передавать его в утвердительной форме. И аль-Бухари самый далекий из всех творений Аллаха от фальсификации хадисов.
В-третьих, он включил этот хадис в свою книгу «ас-Сахих» и опирался на него. И если бы этот хадис не был бы достоверным, то он не стал бы этого делать. Хадис без сомнения достоверный!
В-четвертых, когда хадис не соответствовал условиям аль-Бухари, то он говорил: “От посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передается”, и т.п. неопределенные фразы. Если же он говорит: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал” или “Сказал такой-то”, то он считал это достоверным, и здесь он утвердил, что хадис передал Хишам, и он считает его достоверным.
В-пятых, даже если мы не будем во всем этом разбираться, этот хадис достоверно приводится у других передатчиков с полноценным и непрерывным иснадом”. См. “Тахзиб ас-Сунан” 5/271-272 и “Игъасату-лляхфан” 1/259-260.
Вторая причина сомнения в достоверности данного хадиса – это сам Хишам ибн ‘Аммар, однако претензии к этому передатчику не имеют оснований, ибо на него опирался имам этого мира в хадисах – аль-Бухари. Также многие великие мухаддисы сказали о нем, что он достойный и надежный передатчик, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар в “Тахзиб аль-камаль”.
Третье заявление относительно сомнения в имени сподвижника также не имеет основания для непризнания достоверности данного хадиса, так как не известность имени сподвижника не влияет на достоверность хадиса, ибо они все заслуживали доверия, и о них отозвался с похвалой сам Аллах. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Все сподвижники являются достойными доверия!” См. “ат-Тагъликъ ат-та’ликъ” 5/21. Он также сказал: “Сомнение в имени сподвижника не вредит хадису, но Ибн Хазм сделал это недостатком данного хадиса, однако это неприемлемо!” См. “Фатхуль-Бари” 10/24.
На основании сказанного ясно, что данный хадис является достоверным. Из числа великих имамов-мухаддисов, которые подтвердили достоверность этого хадиса были аль-Бухари, Ибн Хиббан, аль-Исма’или, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир, Ибн Хаджар, аль-‘Иракъи, Ибн Раджаб, Ибн аль-Уазир, ас-Сахауи, ас-Сан’ани, аль-Альбани, Ибн Баз и многие другие. См. «Улюмуль-хадис» 32, «Фатхуль-Бари» 10/51, «Тахзиб ас-Сунан» 5/270, «Нузхатуль-асма’» 56, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/140.
Неужели разум мусульманина может предположить, что все эти великие имамы ошиблись в достоверности этого хадиса, а Ибн Хазм, Абу Тахир и аль-Гъазали, которые не были известны как большие специалисты в науке о хадисах, были правы?! Воистину, это глубокое заблуждение!
Уточнив достоверность данного хадиса, с соизволения Аллаха перейдем к рассмотрению его смысла: «И появятся в моей общине люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шелк, вино и музыкальные инструменты (аль-ма’азиф)». аль-Бухари 5590.
Известный языковед Ибн Манзур сказал: “аль-Ма’азиф – это музыкальные инструменты”. См. “Лисануль-’араб” 9/244.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Этот хадис указывает на то, что музыкальные инструменты «ма’азиф» запрещены (харам). И это слово включает в себя все виды подобных инструментов”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/535.
Ибн аль-Къайим сказал: “Ма’азиф – это все виды музыкальных инструментов, и в этом нет разногласий среди языковедов. Если бы это было дозволено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не порицал бы тех, кто посчитает их дозволенным, и он связал дозволение музыкальных инструментов с дозволением вина и шелка (для мужчин)”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/256.
Имам аль-Мунауи о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах уничтожит часть из них, обрушив на них эту гору, других же обратит в обезьян и свиней, и они останутся такими до самого Дня воскрешения», сказал: “В этом хадисе содержатся страшные угрозы в адрес тех, кто станет считать дозволенным запретное!” См. “Файдуль-Къадир” 5/204.
Этот хадис как раз относится ко всем тем, кто заявляет о дозволенности музыки. И почему же им не убояться таких угроз Всевышнего Аллаха?!
Шейх Ибн Баз сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что в конце времен появятся люди, которые будут дозволять музыкальные инструменты, также как будут дозволять вино, прелюбодеяние и шелк. Это одно из его пророческих знамений, ибо поистине, все это произошло. Данный хадис указывает на запрет музыкальных инструментов и порицает тех, кто дозволяет это, также как порицает тех, кто дозволяет вино и прелюбодеяние. Аяты и хадисы предостерегают от пения и музыки, а тот, кто заявляет, что Аллах дозволил пение и музыкальные инструменты, тот лжет и вносит великое нечестие! Мы просим Аллаха избавления от подчинения страсти и шайтану. Однако еще более отвратительное и страшное преступление совершает тот, кто говорит, что это даже желательно. Нет сомнения в том, что это является невежеством относительно Аллаха и религии, более того, это дерзость против Аллаха и возведение лжи на Его шариат”. См. “Маджму’у аль-фатауа” 3/423-424.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается дозволения того, что указано в хадисе, то речь идет о неправильном толковании этих вещей, поскольку если бы они посчитали эти вещи дозволенным, будучи убежденными в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) это запретил, то стали бы неверными! И пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы, что они из его общины[9]”. См. “Ибталю-ттахлиль” 20.
Поистине, этого недвусмысленного и достоверного хадиса, указывающего на запрет музыкальных инструментов достаточно для того, чтобы мусульманин, стремящийся к истине, понял положения данного вопроса в Исламе.
Также со слов Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прокляты два звука в мире этом и в мире ином: свирель – при радости и причитание – при бедствии». аль-Баззар 1/377, ад-Дыя аль-Макъдиси 2200.
Хафиз аль-Хайсами и хафиз аль-Мунзири сказали, что все передатчики хадиса заслуживают доверия. См. “Маджму’у-Ззауаид” 3/13 и “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 87.
Также это сообщение усиливается похожим хадисом от Джабира ибн ‘Абдуллаха, который приводят ат-Тирмизи 1005, аль-Хаким 4/40, ат-Таялиси 1683 и др.
Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи назвал хадис хорошим. См. “Сунан ат-Тирмизи” 2/120. В такой оценке данного хадиса с ним согласился известный ханафитский исследователь хафиз аз-Зайля’и. См. “Насбу-ррая” 4/84. Также Ибн аль-Къайим поддержал их в достоверности этого хадиса. См. “Игъасату-лляхфан” 1/254. Этот хадис привел и хафиз Ибн Хаджар в “Фатхуль-Бари” 3/173 и умолчал о степени его достоверности, что указывает на то, что он считал его достоверным, как это известно у него.[10] Также и мухаддис шейх аль-Альбани, приведя все пути передач данного хадиса, назвал его достоверным. См. “Тахриму алят ат-тараб” 86-88.
Имам ан-Науауи относительно этого хадиса сказал: “Речь идет о песнях и музыкальных инструментах”. См. “Тухфатуль-ахъуази” 4/88.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Этот хадис является одним из самых сильных доказательств тому, что пение запрещено, ибо таким же образом, как причитание запрещено при бедствии, запрещено и пение[11] при радости”. См. “аль-Истикъама” 1/292-293.
Также от Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах запретил мне вино, азартные игры и барабан. И все, что одурманивает – запретно (харам)». Ахмад 2/165, Абу Дауд 3696, аль-Байхакъи 10/222.
У этого хадиса два пути и оба они достоверные. Один из них передается от Къайса, которого Ибн Хазм в «аль-Мухалля» назвал неизвестным рассказчиком и ошибся, ибо от него передавали хадисы известные ученые, и его считали надежным передатчиком такие имамы, как Абу Зур’а, Ибн Хиббан, ан-Насаи, Ибн Хаджар, аз-Захаби и др.
Также подобный хадис передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра. Ахмад 2/165, ат-Табарани 13/51.
Также подобный хадис передается и от Къайса ибн Са’да. аль-Байхакъи 10/222.
Таким образом, эти хадисы усиливают друг друга, в связи с чем их достоверность подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. “ат-Тальхис” 4/202, “Тахкъикъ аль-Муснад” 4/128 и “Тахриму алят ат-тараб” 92.
Также хадисы о запрещении барабана считал достоверными и имам Ахмад, который сказал: “Я запрещаю барабан, ибо его запрещал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Амру билль-маруф” 26, аль-Халляля.
Сообщается от Сахль ибн Са’да и ‘Имран ибн Хусайна, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перед наступлением Конца света участятся провалы, падения камней (с неба) и уродства!» Его спросили: “А когда это произойдет?” Он ответил: «Когда распространятся музыкальные инструменты и певицы, и начнут считать дозволенным вино». ат-Тирмизи 2213, Ибн Абу ад-Дунья 1/153.
Данный хадис имеет множество путей передач, в связи с чем они усиливают друг друга, доходя до степени достоверного, ибо проблема некоторых передатчиков этих хадисов была в слабой памяти или допущении ими ошибок. По этой причине хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Файдуль-Къадир» 6/179, «Сахихуль-джами’» 3665.
Также со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Колокольчики являются свирелями шайтанов».[12] Муслим 2114.
Разве всего сказанного в данной главе не достаточно для осознания того, насколько заблуждаются люди, считающие музыку дозволенной, и не обладая знанием, а просто слепо следуя тем, кто их опередил в этом, говорят, что все хадисы указывающие на запрет музыки не достоверны?!
Есть также и другие хадисы, достоверность которых подтвердили известные имамы нашей общины, однако приведенного выше вполне достаточно. Что же касается тех, кому не достаточно сказанного, то ему не будет достаточно и сотни достоверных хадисов.
Слова праведных предшественников (саляфов) и великих имамов нашей общины относительно музыки и песен
Ибн ‘Аббас говорил: “Бубен запрещен, барабан запрещен, все струнные инструменты запрещены, и духовые инструменты запрещены”. аль-Байхакъи 10/223. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Ибн Мас’уд говорил: “Пение зарождает в сердце лицемерие”. Ибн Абу ад-Дунья в “Замм аль-маляхи” 2/4, аль-Байхакъи 10/223. Достоверность подтвердили Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб.
Это предание также передается в виде слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако достоверно известно, что эти слова принадлежат Ибн Мас’уду, а не пророку (мир ему и благословение Аллаха). Что же касается Ибн Мас’уда, то он, как и все сподвижники, мог говорить о запретности чего-либо только опираясь на пророка (мир ему и благословение Аллаха). Имам аль-Алуси говорил: “Несмотря на то, что эти слова принадлежат Ибн Мас’уду, он мог передать такое только от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо такие заявления от себя не делаются!” См. “Рух аль-ма’ани” 11/68.
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Я ненавижу песни, но я люблю стихи”. ‘Абдур-Раззакъ 19743. Иснад достоверный.
Каким образом один из самых знающих последователей (таби’ун) мог дозволять и слушать песни в сопровождении духовых инструментов, как заявляют об этом сторонники дозволенности музыки, если от него достоверно сообщается, что он ненавидел даже простые песни?!
Хасан аль-Басри говорил: “Если на праздничном угощении будет музыка, то не принимайте приглашения”. См. «аль-Джами’» 263.
Имам аль-Ауза’и рассказывал: “Халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз однажды написал письмо ‘Умару ибн Уалиду: “Появление среди вас музыкальных инструментов и свирелей является нововведением в Исламе. И я желаю направить к тебе того, кто побьет тебя!” ан-Насаи 2/178, Абу Ну’айм 5/270. Иснад достоверный.
Сообщается, что сам имам аль-Ауза’и не принимал свадебные приглашения, на которых присутствовали музыкальные инструменты. См. “аль-Фауаидуль-Мунтакъа” 4/3/1.
Имам Абу Саур, Абу Ханифа и два его ученика Я’къуб и Мухаммад говорили: “Не дозволено давать плату за пение и причитание”, и они говорили: “Музыка – вино для души”. См. “ Маджму’ аль-фатауа” 10/417.
Абу Тайиб ат-Табари сказал: “Что касается Абу Ханифы, то он порицал пение, и считал, что слушать это является грехом!” См. “Тальбису Иблис” 245.
Ибн аль-Къайим писал: “Мазхаб Абу Ханифы в отношении этого (музыки и песен) является наиболее строгим, а его комментарии являются самыми жесткими. Его сторонники ясно говорили, что запретно (харам) слушать все музыкальные инструменты, флейту, барабан, и даже постукивание палкой. Абу Юсуф сказал о доме, откуда слышится звук музыкальных инструментов: «Заходите в него без разрешения хозяев, поскольку устранение порицаемого является обязательным! И если бы не было дозволено входить без разрешения, то люди не смогли бы выполнить свою обязанность (устранить порицаемое)»”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/425.
Также известный ханафитский ученый имам ас-Сарахуси говорил: “Не дозволено платить за обучение пению и причитание, поскольку это является грехом”. См. “аль-Мабсут” 16/41.
То же самое говорил и известный ханафитский имам Ибн ‘Абидин: “Пение – запрещено (харам)!” См. “Хашия Ибн Абидин” 4/322.
Что же касается заявления о том, что имам Малик якобы считал музыку и песни дозволенными, то это ложь, возводимая на этого ученого. Исхакъа ибн ‘Иса ат-Таба’а, которого имам Муслим назвал надежным и достойным доверия, рассказывал: “Я спросил имама Малика относительно того, что жители Медины позволяют себе пение, и он ответил: «Этим занимаются наши нечестивцы». аль-Халляль в “аль-Амр билль-ма’руф” 32, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 244. Иснад достоверный.
Это сообщение от Малика также передает и имам аль-Къуртуби в своем тафсире. См. “Тафсир аль-Куртуби” 14/55.
Спросили имама Малика о том, что делать человеку, который, проходя мимо или сидя, услышит звуки игры на флейте или барабане, и ему начнет нравиться это. Он ответил: “Если ему начнет нравиться это, то ему следует встать, если только он не сидит по необходимости либо вообще не может встать. Если он идет по дороге, то ему следует либо пойти назад, либо поспешно двинуться вперед”. См. «аль-Джами’» 262.
Маликитский имам аль-Къасим ибн Мухаммад говорил: “Когда в Судный День будут собраны истина и ложь, пение окажется среди лжи, а ложь будет в Огне!” См. “Мауахибу аль-джалиль” 4/9.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “К тем видам заработков, которые согласно единодушному мнению ученых являются запретным, относятся ростовщичество, заработанное проституцией, все запретное, взятки, плата за причитание по покойному и пение, плата гадалкам, а также тем, кто претендует на знание сокровенного и астрологам, плата за игру на флейте, а также все виды азартных игр”. См. “аль-Кафи”.
То же самое касается имама аш-Шафи’и и шафиитов. Ибн аль-Каййим, разъясняя мнение имама аш-Шафи’и по этому вопросу, пишет: “Сторонники аш-Шафи’и, сведущие о его мазхабе, заявили, что это запрещено! И они осудили тех, кто заявлял, что он считал это дозволенным”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/425.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Тот, кто принимает участие или связан с этим (пением и музыкой), тот, по сути, занимается ерундой, потому что время, потраченное на это, есть пустота и бессмысленность, а значит, такой человек подобен слабоумному, и мы отвергаем его свидетельство (на суде)”. Также известный шафиитский имам Абу Исхакъ аш-Ширази сказал: “Является запретным использование инструментов как гитара, арфа, барабан свирель, и доказательство этому слова Всевышнего: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха» (Лукъман 6). Ибн ‘Аббас сказал: «Поистине, это музыкальные инструменты». ‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине Аллах запретил моей общине вино, азартные игры, барабан и барбат (лютню)[13]»” См. “аль-Мухаззаб” 2/327.
То же самое передается и от имама Ахмада. Сын имама Ахмада ‘Абдуллах рассказывал: “Я спросил своего отца о пении, и он ответил: «Пение взращивает в сердце лицемерие. Мне оно не нравится»”. См. “Масаиль Абу Дауд” 279.
Имам Ибн Къудама, один из наиболее осведомленных людей ханбалитского мазхаба, сказал: “Музыкальные инструменты бывают трех видов, и все они запрещены. Это струнные инструменты, духовые и ударные (барабаны, бубны и пр.). И свидетельство того, кто проявляет упорство, слушая их, должно быть отвергнуто”. См. “аль-Мугни” 10/173.
Имам аль-Багауи говоря, что запрещено продавать все виды музыкальных инструментов, сказал: “Однако, если изображения живых существ будут стерты, а музыкальные инструменты будут разобраны, то разрешено продавать их части, будь они из серебра, железа, дерева или из другого материала”. См. “Шарх ас-Сунна” 8/28.
О, мусульмане! Кому же нам верить, современным писателям и мыслителям, приписывающим имамам то, к чему они не причастны, или же самим имамам и знатокам их мазхаба, которые лучше других знали мнения своих имамов по тому или иному вопросу?!
Из всего сказанного мы видим несостоятельность утверждения тех, кто заявляет о дозволенности музыки и песен, ссылаясь на предшествующих имамов. Во-первых, это запрещено Кораном и Сунной, а во-вторых, никто из имамов этого не дозволял. В самом начале мы упомянули, что среди ахлю-Сунна первых трех поколений не было разногласий в том, что музыка запрещена. И на то, что в этом вопросе было единогласное мнение указывали многие имамы, среди которых аль-Аджурри, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, ар-Рифа‘и, аль-Къуртуби, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, Ибн Касир, Ибн Хаджар аль-Хайтами и др. См. “Каффу ар-ру’а” 124, “Игъасату аль-ляхфан” 1/228, «Нузхату аль-асма’» 69.
Дозволяли же музыку и песни, как это было подробно разъяснено, лишь поздние последователи четырех мазхабов, которые стали приписывать это имамам. Это были люди, впавшие в различные заблуждения. Более того, известно, что в поздних книгах по мазхабам, написанных их фанатичными приверженцами, содержится много лжи, приписываемой имамам.