Паста: Понятие добра и зла имеет двойную
предысторию, а именно, во-первых, в душе господствующих родов и каст. Кто в
состоянии отплачивать добром за добро и злом за зло и кто действительно
чинит возмездие, т. е. бывает благодарным и мстительным, тот называется
хорошим; кто бессилен и не может совершать возмездия, признаётся дурным. В
качестве хорошего принадлежишь к "хорошим", к общине, которая обладает
корпоративным чувством, ибо все члены её связаны между собою инстинктом
возмездия. В качестве дурного принадлежишь к "дурным", к толпе бессильных
людей, лишённых корпоративного чувства. Хорошие суть каста, дурные - масса,
подобная пыли. Добро и зло означают в течение известного времени то же, что
знатность и ничтожность, господин и раб. Напротив, врага не считают дурным:
он способен к возмездию. Троянцы и греки у Гомера одинаково хороши. Не тот,
кто причиняет нам вред, а только тот, кто возбуждает презрение, считается
дурным. В общине хороших добро наследуется; дурной не может вырасти из столь
хорошей почвы. Если тем не менее кто-либо из хороших делает нечто
недостойное хорошего, то прибегают к увёрткам: вину приписывают, например,
Богу, утверждая, что он поразил хорошего слепотой и безумием. - Во-вторых, в
душе порабощенных, бессильных. Здесь всякий иной человек считается
враждебным, бессовестным, насилующим, жестоким, хитрым, будь он знатного или
низкого происхождения. "Злой" есть здесь эпитет каждого человека и даже
каждого допускаемого живого существа, например Бога; человеческое,
божественное равносильно дьявольскому, злому. Признаки благости,
сострадания, готовности помочь воспринимаются боязливо, как козни, как
преддверие ужасного исхода, как обман и хитрость - словом, как утончённая
злоба. При таком настроении личности почти не может возникнуть общение, в
лучшем случае возникает грубейшая форма последнего; так что всюду, где
господствует это понимание добра и зла, близка гибель отдельных людей, их
племен и рас. - Наша современная нравственность выросла на почве
господствующих родов и каст.