>> |
No.3118160
>>3117647 Ладно, мне надоело с тобой спорить. Лучше вброшу пасту от Ядринцева. > Путешественники, посещавшие север, Камчатку и Алеутские острова, передавали о поголовном истреблении инородцев и захватах их в рабство: таковы были походы Хабарова на Амур, Павлуцкого в Камчатке. «Промышленниеи истребили большую часть алеутов, — говорит г. Шашков — в 1792 г. жителей на островах Уналашкинского отдела считалось 2500 человек. а до прибытия русских их считалось вдесятеро более этого». По мнению Врангеля, до покорения русскими народонаселение Сибири было гораздо многочисленнее и разнообразнее. Исследователи сибирских племён указывают на исчезновение многих из них: так, вымерли, не оставив следа, омоки, котты, хойданы, шелаги, анюиты, маторы, асаны, аринцы и другие сибирские племена. Историк Щапов также констатирует факт о вымирании и уменьшении сибирских инородческих рас; кроме насилия и болезней, ослабивших их число, он также находит, что «лишение их прежней свободы уменьшило энергию к плодородию, изменило действие производительной системы, организацию населения, рост и довело инородцев до вымирания». > Щапов в историко-философском спектре соединяет и освещает целую совокупность причин, способствовавших вымиранию инородцев. Кроме ожесточённой борьбы и истребления во время сопротивлений при завоеваниях русскими, масса инородческих племён, ослабляемая с вторжением русских, начала подвергаться междуусобиям и нападениям от соседних азиатских и китайских соперников. Вторжение русских в Азию уничтожает прежние связи и отношения, повсюду переходит передвижение и разряжение сил, которое сопровождается разложением и катастрофами. Целые пространства пустеют, инородческие племена эмигрируют. Огромное население на юге Сибири, оставившее многочисленные памятники, куда-то исчезло без следа. Но уменьшение и исчезновение сибирских племён продолжается и позднее под действием более медленных и губительных влияний. Г-н шашков в своём исследовании положения сибирских инородцев в XIX столетии приводит многие факты положительного уменьшения сибирских инородцев. «На устье Индигирки видны до сих пор следы жилищ исчезнувшего народа омаков, которые, по преданиям. были многочисленны, как звёзды небесные». Во время русского завоевания существовал народ аринцы, в 1608 их было 300 семей. В 1753 г. Миллер и Гмелин видели последнего инородца, говорившего по-арински, наконец из 300 семей их осталось 5 человек. Богорадский род, бывший в 1753 г. одним из многочисленных во время ясачной комиссии, и в живых было 2 человека. В Туруханском крае с 1763-го по 1816 гг. вымерло 3/4 инородческого населения. Когда ясачная комиссия посетила Березовский округ, то не могла найти шести родов. В 1744г. камчадалов обоего пола было 20000 человек. в 1823 г. — 2760, в 1850-м — уже 1951. Дальше список разных уездов и волостей, везде убыль инородческого населения. Всего получается 10382 человек отрицательного прироста, от 4% до 58% в зависимости от уезда. Плюс количество вогулов уменьшилось на 50% (без указания количества). Из всеобщего вымирания есть и исключения, правда, немногочисленные: > Факт вымирания и уменьшения инородцев, правда, не охватывает все местности и все сибирские племена, исключение составляют, по-видимому пока южные кочевники — буряты, киргизы и калмыки. > Обеднение и нищенское состояние березовских остяков было замечено уже Кастреном. Он положительно указывает на бедность остяков-рыболовов, бедность которых всё более ухудшается под влиянием упадка рыболовных промыслов и эксплуатации остяков русскими рыбопромышленниками. То же самое подтверждает доктор Соколов в своём санитарном описании Берёзовского округа. Г-н Поляков в «Путешествии на север» удостоверяет, что все рыболовные пески на Оби захвачены русскими и что остяки и инородцы составляют кабальное рабочее сословие, лишённое собственных промыслов. > Доктор Альквист, исследовавший обстоятельно быт вогулов, удостоверяет как уменьшение их, так и полное обеднение вследствие упадка промыслов, болезней, пьянства и эксплуатации русскими. Наконец, ещё более изумительную картину представляет уменьшение в числе, отступление от культуры и обеднение сибирских оседлых татар. В Тобольском, Тарском и других округах эти татары были до половины прошлого столетия богатым сословием Сибири, они были оседлы, имели земли и угодья, купленные и жалованные, занимались торговлей и обладали капиталами. Быт их в настоящее время совершенно нищенский, они лишились земли, представляют собой несчастное полудикое население, почти сплошной пролетариат. Их несостоятельность объяснялась упадком промыслов, неурожаями, поражам лесов и уменьшением зверя. > Ухудшение быта при столкновении с русской культурой замечается, кроме того, не в одной северной и средней Сибири, но и среди южных кочевников. Так, быт алтайских калмыков, всё более оттесняемых русским населением, по словам всех путешественников, и, наконец, по местным свидетельствам, не представляет ничего отрадного. Было время, когда горные калмыки считались богатым скотоводческим народом, стада их были громадны. Несколько лет тому назад учёный ориенталист и путешественник В.В. Радлов видел ещё в Алтае некоторые признаки богатства и значительные табуны, но через несколько лет и они исчезли, перейдя в руки русских промышленников. Русские люди, въезжая в чернь леса, лишают инородцев последних средств пропитания. Благосостояния калмыков, свидетельствует исправник Замятин, в последнее время сильно пострадало, так что весьма уже редко встречается калмык, который имеет большое количество скота. > Русское население всё более вторгается в Алтай, множество волостей и русских селений раскинуто на мест бывших кочевий. Крестьяне поставили в калмыцких землях пасеки, купцы — заимки и магазины для склада орехов. Стада забраны за долги и перешли к купцам; на целые десятки вёрст не встречается инородческих табунов — они принадлежат торговцам и крестьянам, хотя и пасутся калмыками. > Точно так же, как в Америке индейцы отодвигаются на запад, так инородческие племена Сибири отодвинуты на север и юг. Понятное дело, что с уменьшением земельного района для звероловства, охоты, рыбной ловли, с сокращением пастбищ и уменьшением возможности передвижения сокращались и средства пропитания. Это первое. Второе: самые территории, куда инородцы были оттеснены и где они по необходимости должны были размещаться, далеко не всегда по физическим, географическим и климатическим условиям соответствовали тем местам, которые они прежде занимали. Весьма разнится перемещение и переселение добровольное от перемещения по необходимости, поэтому многие инородческие племена не могут найти не тех удобств жизни, ни того естественного богатства и изобилия природы, каким прежде пользовались. Нечего говорить, что север и полоса тундр были менее гостеприимны, чем лесная и средняя полоса Сибири, солонцеватая и голая степь беднее для пастбищ, чем степи и дуга близ больших рек и озёр, занятых русскими.
|