2012 год, скорее всего, войдет в историю Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), как особый и переломный.
С одной стороны, РПЦ МП в лице своего священноначалия и, прежде всего, предстоятеля церкви, патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) окончательно дала понять российскому обществу, что рассматривает себя как квазигосударственную структуру, придаток и агента государства в самых разных сферах — в частности, пропагандистской, дипломатической и даже полицейской. Так называемая «православная миссия», о которой ведущие церковники особо активно рассуждают в последние годы, фактически свелась к систематической кампании по выбиванию из государства (власти) различных материальных ресурсов для реализации программ, не имеющих к интересам православных верующих реального отношения.
Достаточно вспомнить программу строительства в крупных городах России так называемых «быстровозводимых храмов шаговой доступности». Причем от лица Церкви по «миссионерской» теме выступают, чаще всего, сомнительные светские организации типа так называемой «Ассоциации православных экспертов», которые своим ярко выраженным обскурантизмом и немотивированной агрессией по отношению ко всему живому способны лишь отпугнуть от РПЦ МП наиболее деятельную и интеллектуальную часть прихожан.
РПЦ МП сегодня ясно показывает, что ее приоритет — не интересы паствы и защита этих интересов, а выгодное место в политико-административной машине существующего режима. Один из ближайших соратников Патриарха Кирилла митрополит Илларион (Алфеев) прямо заявил, что Церковь должна перейти на государственное (бюджетное) финансирование.
Московский патриархат отчетливо выступает против российского гражданского общества в его борьбе за политические свободы и права человека. Наставник Патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин) озвучил позицию священноначалия, категорически призвав россиян не участвовать в мирных уличных протестах.
Разумеется, то, что ныне происходит с РПЦ МП — концентрированный результат процессов, которые шли десятилетиями. Но именно 2012 год ясно обозначил линию размежевания между Церковью и гражданским обществом, показал роль Московского Патриархата как института, способствующего не сплочению, но расколу и разобщению нации. Детонатором «взрыва» стало дело Pussy Riot, негативные последствия которого для репутации РПЦ МП труднопоправимы.
С другой стороны, в нашем обществе нарастает запрос на духовные авторитеты, духовное лидерство и водительство. Но, к сожалению, РПЦ МП, в силу вышеперечисленных причин, уже не в состоянии ответить на этот запрос.
Однако же мы исходим из того, что Русская православная церковь должна не погибнуть, но возродиться. В новых формах, с новыми идеями и целями. С настоящей, а не коммерчески-бутафорской христианской миссией.
Поэтому мы и предлагаем начать процесс обсуждения церковной Реформации в России. Мы полагаем, что в обозримом будущем должен пройти Поместный собор, который не только одобрит добровольный уход на покой патриарха Кирилла Гундяева, превратившегося в символ дискредитации РПЦ, но, прежде всего, примет основные положения церковной реформы, утвердит новый Устав и социальную концепцию Церкви.
Важнейшей составной частью Реформации должна стать приходская реформа, подразумевающая, в частности, следующее:
Приход — это основная единица, из которых слагается Поместная Церковь. Он должен быть, прежде всего, евхаристической общиной, самоуправляющейся внутри себя малой церковью, куда на равных правах включены все прихожане, а не административным элементом церковно-бюрократической машины.
Новый, будущий Устав РПЦ должен четко определить, кто является реальным, наделённым правами и обязанностями, членом Церкви.
Необходимо в полной мере восстановить институт оглашения (т. е. катехизации). Не прошедший оглашения не может быть крещён. Креститься человек может лишь как член конкретного прихода, конкретной христианской общины. Становясь членом Церкви, христианин должен выполнять её устав, без этого выполнения он не может считаться православным христианином в глазах Церкви.
Члены приходского собрания должны быть избираемы открытым голосованием, не иметь никаких привилегий по сравнению с рядовыми членами общин.
Священники не должны быть «подчинёнными» епископата. Они — органичная часть конкретных приходов. Переход священника из одного прихода в другой должен, прежде всего, быть согласован между общинами. Епископ лишь уведомляется об этом.
Наряду с приходской реформой, Поместный Собор может / должен поставить следующие вопросы:
Возвращение к досталинскому названию нашей Поместной церкви: Российская Православная Церковь.
Предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви МП.
Отказ от политики ползучей реституции.
Отказ от идеологической диверсии, направленной против прав и свобод человека, подмены их «религиозными ценностями». Религиозные ценности это внутреннее дело Церкви, к ним не члены Церкви отношения не имеют.
Отказ от этатизма. Прекращение публичного участия духовенства в государственных мероприятиях, политической пропаганде и агитации. Запрет на участие клириков в политических организациях.
Запрет на освящение правительственных зданий, государственных учебных заведений, армейских помещений.
Вынос за пределы государственных, военных учреждений храмов и часовен.
В Церкви должно быть чёткое разделение на действительных членов Церкви, участвующих в таинствах и принадлежащих к определённому приходу, оглашенных и кающихся (верующие, на которых наложена епитимья).
Возврат к практике свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия при наречении имён крещающихся. Каждый принимается в Церковь с тем именем, которое носит.
Каждый приход должен иметь возможность совершать богослужение по любому чину, принятому в любой из Поместных Церквей, строить храм в любой архитектурной стилистике, приглашать для его оформления любых художников.
Принесение руководством РПЦ публичного покаяния в исторических промахах и ложных постулатах, приведших к человеческим жертвам, расколу, преследованиям инакомыслящих, инаковерующих и т. д. Деканонизация ряда святых (святителей Филарета Московского, Арсения Мацеевича и др.).
Новый перевод Ветхого и Нового Завета с учётом последних достижений библеистики.
Снятие ограничений на создание братств и сестринств как разновидностей приходской общины.
Введение конфирмации, когда крещёный в детстве молодой человек определяет, будет ли он действительным членом Церкви, к какому приходу будет принадлежать.
Конечная цель Реформации — возврат в Церковь евангельского духа любви и мира, когда власть в Церкви принадлежит народу Божию в лице демократически организованных приходов. Десятилетие реформ должно привести церковную жизнь в соответствие с потребностями современной эпохи.
Будущее Российской Церкви начинается сегодня.\
Предыдущий:
>>3051496