Привел в более удобочитаемый вид. Tl;dr - см. вопрос выделенный жирным шрифтом перед ссылками.
Для Менендеса-и-Пелайо нетерпимость - "обязательный закон человеческого разумения в здоровом состоянии".
Он, однако, признает, что нетерпимость в лице испанской инквизиции действовала в интересах феодально-абсолютистской монархии: "Разве существует такая религиозная система, которая своей организацией и деятельностью не связана с политическими и социальными областями? Никогда не нападают на религиозное здание без того, чтобы не дрожало и не рушилось социальное
здание".
В то же самое время Менендес-и-Пелайо полемизирует с теми, кто считает испанскую инквизицию инструментом королевского абсолютизма: "Она была церковной по своей сути, и ее судьи никогда не именовались королевскими, а всегда апостолическими инквизиторами. Кто станет сомневаться, что испанская инквизиция была тем же самым, что и римская инквизиция, как по делам,
которые она рассматривала, так и по своим методам?" Методы-то были одинаковы, но цели у них были разные. Если испанская инквизиция была инструментом на службе испанского абсолютизма, то папская инквизиция в первую очередь служила интересам католической контрреформации.
И совсем необоснованной и нелепой является попытка Менендеса-и-Пелайо доказать, что инквизиция была своеобразной формой проявления демократии в Испании XV - XVIII вв. Автор утверждает: "Те, кто осуждает инквизицию как орудие тирании, должны будут сегодня признать, что она была народной
тиранией, тиранией расы и крови, гордым народным голосованием, демократической справедливостью, которая уравняла все головы - от короля до
плебея и от епископа до магната".
Исторические факты опровергают это утверждение. Инквизиция силой, террором была навязана испанскому народу церковью и королевской властью. Народ избавился от этой формы "демократии" при первой же предоставленной ему историей возможности. И если все народные движения в Испании отличались
резкими антицерковными выступлениями, то одна из причин тому - столетия господства инквизиции.
Для современных апологетов испанской инквизиции весьма характерны взгляды уже знакомого читателю профессора теологии Николаса Лопеса Мартинеса. Он с пеной у рта отстаивает право церкви и светской власти преследовать и наказывать еретиков, мотивируя это тем, что ересь "нарушает
социальный порядок". Это - откровенное признание в том, что инквизиция служила интересам господствующих эксплуататорских классов.
Возникает естественный вопрос: если инквизиция, как утверждают ее апологеты, была божественным институтом и поддерживала идеальный христианский социальный порядок, воплощенный в испанской монархии, то почему все-таки этот порядок рухнул, а вместе с ним и этот инструмент
"божественного провидения"? Потому, отвечает Лопес Мартинес, что инквизиция действовала недостаточно решительно (!) и поэтому не смогла полностью расправиться с "еретическими, по сути революционными движениями", раздиравшими Испанию после 1492 г.
Инквизиция перед судом истории. Автор неизвестенКак бы вы ответили на данный вопрос. Согласны ли с утверждением Менендеса: "нетерпимость - обязательный закон человеческого разумения в здоровом состоянии"?>>2950879 Быков травят неграми на потеху публике. Куда смотрят местные защитники животных?
>>2951313 Поздравляю от всей зелёной братии! Тролли в реальности милейшие существа. Под мерзкой оболочкой скрывается горячее сердце и ранимая душа. Вот только не все могут до неё добраться.