Недавно дешевенькая студия A-1 экранизировала очень известное ранобе Кавахары Реки – Sword Art Online. После этого толпы восторженных ньюфагов и задротов начали восхваляться и форсить этот тайтл, я же решил внести немного критики в эти лестные отзывы. SAO - обычный сёнен с унылым сюжетом, тонной фансервиса и штампов. В будущем прошу не упрекать меня, что арка про Альвхейм это другое произведение. Альвхейм тоже часть SAO и я буду судить их, как одно целое произведение. Сразу хочу отметить, что ранобе создавалось под большим впечатление от Берсерка, но в отличие от того же Клеймора который тоже делался под впечатлением от Берсерка, SAO просто нагло ворует из него элементы вплоть до некоторых сцен. Я специально буду подробно описывать сюжетные ляпы и штампы, чтобы вы осознали их гигантское количество. Больше внимания я буду уделять именно Альвхему, но не потому что это более слабая арка, а потому что онгоингом я смотрел только первые 16 эпизодов и только потом спокойно досмотрел еще 9 оставшихся эпизодов. Я просто не помню всех действий арки Сао, а пересматривать её меня не очень тянет. Модератора прошу не переносить или удалять этот тред, отдельный тред я создал не дабы потешить свое чсв, а чтобы просто пообщаться с аноном на эту тему, в другом треде пост быстро утонет, да и Саотред больше чем на 99% состоит из Саофагов. Ранобе я не читал, и читать не собираюсь, мы говорим о аниме и прошу не надо ваших - “а вот в ранобе всё было так и так”. Внимания: спойлеры на SAO и Berserk.
1)Сюжет.
Сам сюжет если и не очень плохой (хотя виртуальная реальность или сон в котором смерть обозначает и реальную смерть - давно известная и исчерпанная тема), то невероятное количество сюжетных ляпов, роялей в кустах и штампов делают его полностью провальным. Я просто не понимаю логики некоторых героев и автора. Каяба – гений, догадывайся сменить себе аватар в игре, но зачем-то делает себе марку “бессмертный объект”, когда его hp доходят до определенного значения, он мог прекрасно сделать эту марку на 1 hp и не спалиться перед Кирито. А еще возможность выходить в админку через игровую консоль, а не аккаунт чревато ее взломом, но Каяба этого не боится. В данном случае замечательный герой подстраивается под сюжет и поступает невероятно глупо относительного своего интеллекта. Кирито в Альвхейме встречает Лифу (с дешевым штампом, когда герой спасает героиню от злодеев). А в следующем же эпизоде нам показывают, что это его сестра Сугуха. При этом именно из десятка ммо он попал в ту же самую, что и его сестра, и из десятка тысяч игроков он встретился именно с ней, просто случайность. Более того, они живут в одном доме, Кирито разве не заходил в ее комнату, там на стенке весит скрин ёё аватара в Альвхейме. Да и Кирито в игре похож на себя реального, у него такой же голос, и у Лифы тоже реальный голос, но они этого просто не замечают. Вечные таймскипы на недели, а то и на месяцы. Они уместили 2 года в 14 эпизодов, из-за этого часто создается ощущение, что персонажи просто простояли всё это время афк. За прошедшее время почти нечего не изменилось, они даже не меняли экипировку и не завели новых друзей.
Теперь я начну перечислять сюжетные ляпы, я бы простил парочку, но на такое количество я не могу закрывать глаза.
Почему в подземелье нельзя было взлететь и перелететь эту стену, которая перегородила им путь в город, когда их зажали на мосту?
Лифа дала ясно понять превращение Кирито в демона – иллюзия, но когда Кирито превратился, он начал всех убивать с одного удара. Почему иллюзорная магия дала такое гигантское преимущество. И если это превращение дает такой бонус, почему он не использовал его еще раз, например, когда был прижат гравитацией в 24 эпизоде? Превращение в чудище похожее на Зодда и слова Кирито по этому поводу, тоже могло быть взято из Берсерка.
Как он стащил меч прямо с пояса Лифы, это прямо какой-то Скайрим, где во время боя у нпс можно воровать оружие из рук. Потом, разве у него не должен быть прокачан навык только двуручного меча. Почему тогда он так умело справился с двумя мечами, как он вообще взял двуручный и одноручный меч в разные руки? И почему он потом не купил себе второй меч?
Почему админы не запалили его за читы? Я думаю, он не единственный, кто играл в Альвхейм после Сао на старом неерошлеме и они уже должны были давно заметить этот баг.
Откуда он взял такое количество юрудо (волюта в Альвхейме)?
Комната с подопытными в игре тоже бред, сервер может в любой момент лечь или их могут взломать, даже Кирито смог обойти их систему безопасности. Хранить информацию в игре достаточно бредовая идея. Или вы храните свои рефераты на сервере wow?
Асуна умудрилась незаметно ногой стащить карту, но не смогла нажать кнопку выхода этой же ногой.
Асуна слышит голос Юи и просто кидает вниз админскую карту. Замечательная логика, скинуть вниз единственный шанс на спасение.
Зачем было делать дверь с миллионами мобов, когда открыть ее может только админ. Они могли сделать эту секретную лабораторию в любом другом месте. Но они зачем-то создают всю эту фальшивую историю про короля и этот город. Более того, если бы этот фейк раскрылся, то часть игроков сразу бы покинула игру, смысл было делать эту дверь?
Герои с их геркулесовым здоровеем. Что Кирито, который пошел пешочком из палаты после двух лет комы, что Сугу который через час после сильнейшего болевого шока гуляет по улице. Асуна пролежала еще больше, чем Кирито и почему-то вовсе не изменилась внешне.
Зачем Кирито выложил “семя” в сеть? Ведь опять злые люди начнут ставить эксперименты над мозгом людей?
2)Игровая механика:
Вообще меня сильно раздражает, когда автор создает произведение в строго ограниченном направление (в данном случае ммо и рпг игры), а потом начинает ломать концепцию этого устоявшегося мира. Создается ощущение, что Кавахара вообще не играл в ммо или максимум поиграл пару часиков в Айон. Начнем с контингента, в SAO почем-то играют няши, мужики, старики и лоли, малолетних задротов, какие составляют 95% людей в ммо, просто не существует. Например, маленькая лоли – глава расы кайт_ши. А другая взрослая девушка глава сильфов.
Конечно, может быть игры в 2025 году стали уделом успешных людей, а не хикки сбегающих от реальности, но я в это не верю. Игровая механика не выдержана, как правило, герои выигрывают почти все сражения благодаря превозмоганию и скиллу, а не хорошему шмоту или характеристикам. В экшонах скилл и превозмогания могут помочь одержать победу, но в ммо на первом месте всегда остается уровень персонажа и эквип. За всю игру персонажи меняют сотни уровней, но только пару раз меняют эквип, хотя по законам рпг и ммо меч на 70 и 75 уровень будет очень сильно отличаться. Все главные персонажи не носят шлема, хотя даже не являются ловкачами, как Кирито. Сделано это естественно для красоты, как же мы будем умиляться личику очередной няши в шлеме. Кирито в Альвхейме (хотя в Сао он использует фехтовальный стиль одного, а затем двух мечей) выбирает себе огромный двуручный меч, который является полной копей меча Гатса “Убийца Драконов” из Берсерка. Даже в обычных играх переходя с одноручного меча на двуручный очень тяжело привыкнуть, а тут он сразу же начинает всех нагибать. А нубик (я говорю о друге Лифы), который даже летает с помощью джойстика, начинает убивать топ-мобов с одного удара. Дисбалансные скиллы вроде того бура в 23 эпизоде (может быть тонкая отсылка к ТТГЛ). Почему тогда не могли пройти этот квест, 2-3 мечника с таким буром спокойно могли бы перебить всех мобов.
3)Персонажи.
Они просто ужасны, полный гаремный набор. Все второстепенные персонажи очень плохо подаются сюжетом. У них слишком мало экранного времени, им просто уделяют часть эпизода, а потом о них забывают до конца аниме. В SAO есть только 4 персонажа, которым уделяют чуть больше 10 минут экранного времени. Кирито, Асуна, Лифа и Юи.
Кирито – ояш во всей красе, сначала делаем, потом думаем. Адекватно ведет себя только первые 5 эпизодов, потом у Кирито есть одна цель – Асуна, всё остальное неважно, можно ходить и топтать чувства других, но при этом быть еще диким моралфагом, как и любой ояш. Каждого надо спасти и каждому помочь.
Прозвище Кирито – черный мечник взято из Берсерка и все эти его берсерк моды очень уж похожи на Гатса.
Асуна – туповатая недоцундере, унылейший персонаж. Из плюсов только - дырка между ног за которой бегает Кирито
Юичка – лоли, из-за нее аниме окончательно скатывается в детскую сказку. Её форма эльфа в Альвхейме и постоянная ненужная помощь очень уж напоминает Пака из Берсерка.
Лифа – сестра, которая влюблена в своего брата, обычный штамп. Кроме внутренних страданий больше не представляет собой интереса.
Единственный хороший персонаж – Акиба, но его экранное время это 1.5 минуты в двух эпизодах и он просто не успевает вытащить на себе всех остальных.
4)Штампы: Сао просто рекордсмен по штампам, ведь это произведение умудряется сочетать в себе сразу 2 вида самых омерзительных штампов, гаремные и сёнён штампы. Мне лень их анализировать я просто буду их перечислять, и это будет только меньшая часть штампов SAO.
Антагонист, который рассказывает все свои планы Асуне, но Асуна кричит: “я обязательно выберусь и остановлю тебя”. А еще его слова: ”Я БОГ, Я ВСЁ СМОГУ И т.д.” Обычный сёненоштамп.
Кирито падает на сиськи Асуне. Штам присутствует в 99% гаремников и эччи.
Кирито в Альвхейме пытается опять идти и убить тысячи мобов со словами: ”я смогу”, Лифа его останавливает и говорит: “не ходи, прекрати, перестань”. Тоже часто встречаемый штамп, кстати, это могла быть очередная копия с Берсерка (сцена, где Каска говорит с Гриффитом, который моется в речке и винит себя за прошлое)
Куча фансервиса. Суруга в душе. Штук 20 DAT ASS’ов. Полуголая Асуна. Панцу и лифчики. В некоторых эпизодах крупный план 2-3 секунды на ляжках и сиськах.
Миллионы случаев превозмогания Кирито, после он почти всегда побеждает в изначально проигранном бою. Это встречается почти в каждом эпизоде с экшоном. Особенно смешно это выглядит, когда Кирито в говноитемах превозмогает и убивает топ-парня на сервере.
Чтобы добавить еще больше драмы и убрать запретную тему инцеста автор решает сделать сестру Кирито не родной. Достаточно редкий штамп, но он встречается в гаремниках и хентае, сестру делают двоюродной или вообще сводной, дабы максимально сгладить эту тему.
Главный злодей пытается рейпуть Асуну на глазах беспомощного Кирито в 24 эпизоде. Сёненоштамп, весьма вероятно тоже скопипастен с арки Берсерка “затмение”, когда Каску насилуют на глазах Гатса. Но Sao сёнен и рейп Асуны ограничится сдиранием лифчика.
Размышления с самим собой в 24 эпизоде “я никто, я нечего не могу”, а потом Кирито превозмогает. Данный штамп тоже встречается в очень многих сёненах, ояш же должен собраться с силами и побить всех врагов.
Каждая тня обязательно влюбляется в Кирито, это было аж целых 5 раз. Это просто основа гаремника, независимо от ояша все тни будут по нему течь.
Ояш для Лифы, чтоб ей было не так одиноко без Кирито, надо же снизить уровень драмы.
Снег в последнем предпоследнем эпизоде, а Лифа говорит: “ЮКИ”. Слайсоштамп.
5)Графон
Плохой графон, могли намного лучше сделать. Нормально прорисованы только лица и ближний план, на всем остальном студия решила экономить. Все задние планы в мыле и нечетких текстурах, почти все большие юниты сделаны плохим 3д-графоном. Не везде сохранены пропорции, в одном кадре меч может быть под 1.5 метра, а в другом и не достигать 80 см, с персонажами такое тоже часто происходит. При некоторых эмоциях лица принимают просто ужасную мину, создается такое ощущение, что рисовали это китайские дети с приступами эпилепсией. Для 2012 года слишком дешевый и малобюджетный графон, он только раздражает глаз.
6)Анимация
Не самая значительная составляющая в аниме, но для сёнена с постоянным фаитингом - безусловно, одна из главных. Проблема в том, что действительно хорошо сделаны только основные битвы с боссами, каких наберется несколько за все аниме, в маловажных боях нам показывают анимацию в стиле 90х. Поочередная смена кадров с движущемся фоном, на деле это выглядит, как кадр с персонажем, кадр с врагом, кадр с ударом персонажа, кадр со смертью врага. Статичные кадры всех задних планов тоже можно отнести к анимации.
Ну, вот вроде бы я все рассказал. Хороших вещей в Sao очень мало, их можно перечислить по пальцам одной руки. Первые три и последний эпизоды, OST, и несколько минут хорошей драмы. Особенно годно она сделана в третьем и 22 эпизодах, это минуты действительно очень хорошей драмы, но к сожалению вся остальная драма высосана из пальца.