Искал аниме с прогрессивной идеологической начинкой, наткнулся на CG. Попробую от этой самой начинки описать впечатления. Спойлеры, если что.
В соц-эконом. развитии мира, где происходят события аниме, разрыв между тамошним уровнем развития техники, превосходящим (ОБЧР и т.д.) наш, и экономическими отношениями крайне велик: крупнейшая держава управляется дворянством, экономику контролируют госкорпорации, политику — самодержавная власть. В своих колониях Британия вытворяет всё, что хочет: ликвидация всякого самоуправления, разные права для людей местного и британского происхождения, восстановление сословной системы там, где до оккупации её не было, и т.д., вплоть до физических чисток местного населения (в гетто в первом эпизоде, напр.). Странно при этом, почему национально-освободительное движение в той же Японии, познавшей все прелести расистской и реакционной политики оккупантов, до появления Зеро столь малочисленно и раздробленно. Но, как бы там ни было, появляется Зеро, берёт под руководство освободительное движение, и вместе со своими "рыцарями" начинает выпиливать (физически) всяческую аристократию и военщину. Гибель Юфемии и её проекта, кстати, не была таким уж и страшным событием, ибо проект был полумерой, призванной развалить освободительное движение и сохранить власть Британии над колонией. Гораздо прогрессивнее было провозглашение СШЯ с равными правами для всех граждан и отсутствием сословий. Сдача Лелуша Шнайзелю в обмен на независимость Японии — событие неоднозначное: с одной стороны, члены организации не захотели оставаться марионетками в руках авторитарного лидера, что вполне справедливо, с другой стороны, они не смогли понять, что встают в хвост силе куда более реакционной, чем Лелуш; это в итоге приводит их к поражению. Императорство Лелуша (путь к чему находился "снизу", вне системы, и мирным отнюдь не был, что опровергает тезис Сузаку о возможности мирных внутрисистемных изменений, которым он хотел оправдать своё превращение в бездумный инструмент правителей) — это вин: радикальными буржуазными реформами он похоронил и класс дворянства вместе с феодальными пережитками, и империю, дав колониям независимость, и — вместе с собой — самодержавную надстройку.
К минусам отнесу философскую составляющую — идеализм, метафизика, "коллективное бессознательное"; впрочем, учитывая наличие в аниме обязательных атрибутов вроде супер-силы, тайных атсралов, ОБЧР и ГГ-школьника, захватившего мир, удивляться здесь нечему. Ещё — наивную надежду Каллен в конце на то, что, мол, раз Бриташка развалена и создана ООН, то войн больше не будет. С другой стороны, в 20-м эп. звучит очень ценное высказывание Шнайзеля: "By nature, people want to be ruled by something. Ethnicity, religion, tradition, authority..." — об инструментах одурачивания масс, которые достанутся буржуазному обществу в наследство от предыдущих.
В общем, аниме с годной буржуазно-революционной составляющей, показывающее гибель альтернативного феодального мира. Казалось бы, что годного, раз "буржуазно-", но на безрыбье и рак рыба — "политизированных" аниме мало, прогрессивных — ещё меньше (да ещё и встречаются поделки вроде Pumpkin "За царя и отечество" Skissors).