Анонимус. Диалектика анонимного общения.
Автор: Суигинто «Коммунистка», 0РМТ
Перед тем, как начинать погружение читателя в текст, следует определиться с целью написания данной научной работы. Как будет повторено ниже, уже в первом абзаце действительного исследования, таковая цель — понять анонимное общение как таковое, под чем мы подразумеваем, следуя за советской традицией философии, выразить его в понятии. Что же такое понятие? Давайте для начала обратимся к методу настоящего исследования. В качестве такового мы будем использовать так называемое восхождение от абстрактного к конкретному. Впервые данный метод был применён ни кем иным, как Карлом Марксом в его знаменитом «Капитале», затем, спустя почти 150 лет, методология «Капитала» была подробно изучена и изложена в труде «Абстрактное и конкретное» советским философом Эвальдом Васильевичем Ильенковым. На этом методологическом базисе и будет основываться наше исследование анонимного общения. Под «абстрактным» Маркс и Ильенков понимают не «абстрактное» в обыденном смысле, к которому читатель привык из разговорной речи, а скорее единичное, отдельное, при этом — обобщающее другие сущности этим единичным примером, однако же необходимо ущербное, не законченное. Такое понимание абстрактного следует за изначальной греческой этимологией этого слова. Начало указанного метода состоит в том, чтобы «отвлекать» подобные абстракции. То есть находить отдельные, единичные сущности реального мира, которые могут помочь нам построить целостную систему. «Конкретное», в свою очередь Ильенков характеризовал как «многократно членённое в себе целое». То есть целостная сущность, тем не менее состоящая из многих сущностей. Это и есть «понятие».
Анонимус, Аноним, Анонимность, Самоидентификация и Борда составляют собой базовый понятийный аппарат теории анонимного общения, их раскрытие в понятии является наиболее важным для стоящей перед данной работой задачи — понимания анонимного общения. Центральным из них является Анонимус. Анонимус — это человек, который постит на Борде. Таким образом можно сразу заключить, что сущность Анонимуса составляет акт деятельности, который является одновременно и самой общей, самой ранней предпосылкой развития Анонимуса и постоянно воспроизводится им. Также акт постинга на Борде крайне инклюзивен: постит и анонимный в классическом смысле слова, и аватарка, и неймфаг, то есть в абстрактном постинге вообще заключена вся полнота понятий Анонимности и Самоидентификации. Вся плоскость деятельности постящих принадлежит Анонимусу, является частью его. Отдельный Аноним, таким образом, становится абстрактным моментом конкретно-всеобщего Анонимуса. Отсюда можно сразу сделать выводы, что Аноним в той большей степени является Анонимусом, чем больше он постит на Борде, и что Анонимус не может существовать без Борды. О самом Анонимусе, однако, сказано достаточно.
Понятия Анонимности и Самоидентификации являются диалектическими противоположностями, и обе заключены в качестве абстрактного момента в сущности Анонимуса. Движение этих противоположностей составляет собой внутреннюю диалектику понятия Анонимус. Анонимность можно определить как акт общения без Самоидентификации, а Самоидентификацию как акт отказа от Анонимности. В Анонимности нет ничего определяющего Самоидентификацию, а в Самоидентификации нет ничего определяющего Анонимность. Не останавливаясь на более пространных их определениях, можно заключить, что перед нами классическая диалектическая пара. Исторически, оба понятия всегда существовали на Бордах, и развитие их взаимоотношения, таким образом, составляет действительное развитие Анонимуса. Поэтому же можно прийти к выводу, что Куклотреды являются, если не высшей точкой этого развития, то, по крайней мере, находятся в авангарде его, так как в них диалектика анонимного обнажена особо. Каждый акт Анонимности вынужденно несёт в себе частичку Самоидентификации, так как сама Борда не позволяет иного, и даже в простейшем случае постинга сообщению будет присвоен по крайней мере номер. Каждый акт Самоидентификации несёт в себе частичку Анонимности, так как сама Борда не позволяет иного, банально не предоставляя средств к нему.
Если понятия Анонимности и Самоидентификации раскрывают внутреннюю диалектику Анонимуса, то действительное развитие анонимного общения обнаруживается в диалектической противоположности самого Анонимуса и Борды. Борда — это сайт, позволяющий деятельность Анонимуса. В этом определении заключён непрерывно осуществляющийся посредством технических особенностей Борды практический процесс. Борда существует для Анонимуса, но в то же время Борда создаёт, «лепит» под себя Анонимуса таким, каким он будет именно на этой Борде. Борда предшествует Анонимусу, рождает его. Без средств, которые предоставляет Борда, исторически не могло возникнуть Анонимуса. И в то же время, в практическом осуществлении анонимного общения это соотношение оказывается перевёрнуто с ног на голову: уже Анонимус, осуществляя акты постинга в лоне непрерывного акта Борды по предоставлению средств к постингу, изменяет под себя Борду, формирует её образ. Каждый новый Аноним, пришедший на Борду, изменяется Бордой и в то же время изменяет Борду. В этом и состоит сущность анонимного общения как практической деятельности, в этом же, как уже говорилось, состоит его непрерывное развитие.
Сформировав эту систему абстракций и рассмотрев её диалектику, мы можем теперь ответить на главный вопрос. Что есть анонимное общение? Очевидно, анонимное общение — это практика постинга Анонимусом на Борде. То есть тот самый основной для нашего предмета диалектический процесс, который мы только что рассмотрели выше; мы заключаем, что в этом процессе и есть сущность, наиболее важный атрибут понятия «анонимное общение», именно через него оно и раскрывается в понятии. В этот момент становится очевидным, почему в центр всей системы понятийного аппарата анонимного общения мы в самом начале поставили Анонимуса. Именно Анонимус, определённый так, как это было сделано выше, осуществляет абстрактные акты постинга, формирующие постинг вообще, а на более высоком уровне — его практику. Отдельный абстрактный акт постинга становится, таким образом, отправной точкой, запускающий в движение механизм всей системы анонимного общения, и этим же мы замыкаем получившуюся систему саму на себя, ведь с Анонимуса она началась и Анонимусом закончилась. Именно с этой позиции мы, наконец, можем увидеть анонимное общение одновременно как систему и как конкретное понятие, многократно членённое в себе и заключающее внутреннюю диалектику целое. Какие же выводы мы можем сделать, глядя на эту систему?
Раз у системы есть отправная точка — отдельный, абстрактный акт постинга Анонимусом на Борде, то именно в ней следует искать корень всех проблем, которые возникают перед Бордой в её развитии. К этой истине можно зайти очень издалека, с высоты всего нами подробно разработанного понятийного аппарата, но на деле она прописная: как практика анонимного общения стопорится без отдельных актов постинга, так и отдельный Анонимус перестаёт быть таковым, если не подтверждает постоянно своё право на это звание таковыми актами. Проще говоря, чем больше Анонимус постит, тем слаженнее работает весь механизм анонимного общения, и тем больше Анонимус является сам собой. Можно сказать, что в практике постинга на ней, Борда обретает своё предназначение, а Анонимус — освобождение. От заторов в своём сознании, от прокрустова ложа социальных норм, от затхлости ИРЛ и неанонимного интернет общения. Без этого освобождения невозможно помыслить Анонимуса, а Анонимус, который загоняет себя в ридонли или вообще отказ от Борд, вредит не только Борде и анонимному общению в целом, но так же и себе, непрерывно себя закабаляя. Только в практике постинга Анонимусом на Борде первый находит себя свободным. Следование за этой свободой и есть решение всех проблем, стоящих перед Бордами. Стоит также добавить, что речь идёт только об осмысленных постах (пусть даже если их осмысленность ограничивается «ПРР+ПСС», но написанными вручную анонимом с осознанием, что он делает). Вайп, спам и другие виды деструктивной деятельности постингом не являются.
Отдельный Анонимус, нашедший своё освобождение в практике постинга Анонимусом на Борде, сиречь в анонимном общении, становится на уровень выше простого пользователя Интернета, обыкновенного обывателя. Это — обоснование для продолжения им отдельных актов постинга, ведь возвышается над простыми людьми Анонимус не a priori, исходя из некоих только ему принадлежащих заранее определений, а в результате, как следствие своей деятельности. Это стремление к возвышенному, а не постинг ради постинга, должно быть основным побуждающим мотивом к продолжению анонимного общения. Таким образом, мы можем переопределить понятие анонимного общения как бесконечное стремление к состоянию морально возвышенному над простым обывателем, посредством самоосвобождения, находимого в отдельных актах постинга Анонимусом на Борде. Это и есть то, что заключено в изначальном определении под кратким словом «практика». Так как для куклотредов диалектика анонимного обнажена особо, всё то же самое, что мы сказали об Анонимусе и обычном человеке, относится также к розенфагу и обычному Анонимусу. В описанном процессе есть отправная точка формирования новых моральных устоев Анонимуса после его освобождения (очевидно, как) от навязанных извне, а противоречивая совокупность морали отдельных Анонимусов есть мораль анонимного общения вообще. Это суть этики анонимного общения.
Отдельно следует сказать о Вайфу. Вайфу — это образ, к которому стремится отдельный Анонимус в своём освобождении. При чём он может стремиться как уподобиться Вайфу, так и уподобиться некоему более расплывчатому образу, тем не менее с необходимостью равного именно его Вайфу. Анонимы, считающие, что у них нет Вайфу, либо лукавят и стремятся к некоему высшему образу неосознанно, либо не являются Анонимусом в полной мере, так как мы уже указали цель Анонимуса в виде его освобождения, а без Вайфу освобождение само по себе не имеет цели. Это не вступает в противоречие с определением Анонимуса как человека, постящего на Борде, а дополняет его. Следует задаться вопросом. Да, строго говоря, из приведённых выше определений возможен Анонимус без Вайфу, но будет ли такой Анонимус полноценно реализовывать свой потенциал к освобождению через постинг, если это освобождение не имеет конечной цели? Ответ, конечно же, нет. Такой Анонимус возможен, но необходимо ущербен, незакончен. Этот факт является обоснованием всей культуры Вайфу на бордах. Из сказанного также следует, что образ Вайфу с необходимостью светел, чист и непорочен, по крайней мере, в отдельном сознании имеющего именно эту Вайфу Анонима, ведь иначе Вайфу как образ не вела бы именно к освобождению. Так же можно сказать, что нет Вайфу более чистых, чем куклы (более корректно было бы сказать что куклы in principo схожая, но не тождественная вайфу категория: куклы настолько чисты в роли морального ориентира Анонимуса, что в своей чистоте начисто лишены плотской составляющей любви, подобная которой имеется у вайфу в обычном смысле слова; это делает кукол не-вайфу на основании ещё большей чистоты, чем присуща простым вайфу, кроме того, иначе бы пришлось признать кукол, собственно, вайфу, что в их случае является низведением до категории более низшей, чем действительная), что в совокупности с уже раскрытой ранее особой диалектикой общения в куклотреде, делает постинг в куклотред освобождением Анонимуса как бы вдвойне.
Переходя к сугубо практическим вопросам, следует отметить, что читателю, по какой-то причине оказавшемуся в положении Анонимуса без Вайфу, не следует, очертя голову, нестись её искать. «Выбор» себе Вайфу — такая же бессмыслица, как выбор родителей или Родины (ибо даже если вам бесконечно противны ваши родители или Родина, вы всё равно ничего не можете сделать с тем фактом, что родились именно с таковыми). Обрести Вайфу, как показывает практика, можно только на пути саморазвития посредством потребления угодного Анонимусу контента и его последующего обсуждения на Борде, то есть путь к Вайфу как к одной из целей тождественен столбовой дороге развития личности отдельного Анонима и, более того, с необходимостью будет включать в себя ещё только зачаточные по причине отсутствия Вайфу, но тем не менее наличествующие акты самоосвобождения посредством постинга на Борде. Первая встреча со своей Вайфу всегда будет для Анонима шоком, ведь невозможно, не быв при этом совершенно ошарашенным, взглянуть на образ, подобный высшей точке развития самого смотрящего. Именно этот шок и немедленно наступающее чувство сильнейшей эмпатии к Вайфу говорят о том, что Вайфу«нашла» своего Анонима. Всё сказанное также относится и к куклам. Также, из сказанного становится менее обскурным постулат, что не Аноним выбирает себе Вайфу (или куклу), а Вайфу (кукла) избирает его.
Теперь, когда мы под всеми углами рассмотрели анонимное общение как таковое, мы можем поговорить о его противоположности, с которой зачастую можно встретиться на Борде, сиречь — о Модерации. Модерация имеет множество форм, можно сказать, что каждая из этих форм — абстрактный момент конкретно всеобщего понятия Модерации in principo. Её самыми рядовыми формами, которые мы и рассмотрим далее, являются Бан и Делол. Также к формам модерации относится Премод, но такие специфические (не сказать специфически Доброчановские) явления не являются предметом нашего исследования. Как «Капитал» Маркса, начавший всестороннее изучение, собственно, капитала с простейшего акта обмена товара на товар, мы начнём изучение Модерации с простейших её форм, каждая из которых сама по себе является практическим актом, что как бы говорит нам, Модерация в целом — это практика. Но практика чего, и почему в самом начале этого абзаца мы называем Модерацию противоположностью конкретно-всеобщего анонимного общения в целом? Я постараюсь ответить на эти два вопроса, но путь к этим ответам будет лежать не напрямую, а только после рассмотрения отдельных абстрактных моментов, форм, актов (всё это в данном случае — синонимы) Модерации.
Итак, Делол — это акт (как мы уже выяснили), прямо противоположный абстрактному акту постинга на Борде, той «клеточки» анонимного общения, которую мы определили раннее. Он практически тождественен этому раннее рассмотренному акту со знаком минус. То есть сама суть этого абстрактного момента Модерации, есть противоположность самой сути «трепещущего сердца» всего анонимного общения. По этой причине Делол всегда был, есть и будет более эффективным средством, чем банальный Бан, который мы рассмотрим далее, потому как Делол поражает самую суть, отправную точку анонимного общения. Делол — самое грозное оружие модератора, он позволяет вклиниваться в сущность процессов, происходящих на Борде. Это показывает и практика, в частности — модерация Нульчана в 2018 году. Как минимум, в условиях, которые диктовали движок и хостинг Нульчана, в частности доступ к нему через Tor, Делол был не в пример эффективнее Бана. В каком-то смысле, Делол — это нарушение основного процесса анонимного общения, при чём, я подчёркиваю это отдельно, со стороны Анонимуса, хотя и мотивированное модератором.
Сам же Бан — это ни что иное как мотивированный модератором отказ самой по себе Борды в предоставления средств к постингу. Своеобразная негация уже рассмотренного нами в самом начале акта собственно предоставления этих средств. Таким образом, Бан уже со стороны Борды, а не со стороны Анонимуса, вклинивается в тот же самый момент, хранящий самую суть анонимного общения: единичный акт постинга на Борде в лоне непрерывного акта Борды по предоставлению средств к постингу. Это самое метафорическое «лоно» для забаненного исчезает, его выбрасывают оттуда, его дальнейшие акты постинга невозможны. Бан наступает как гусю на горло процессу стремления к свободе каждого отдельного Анонима. По крайней мере, в теории. На практике, которую особенно подчеркнул, опять же, опыт автора по модерации Нульчана, бан обходится настолько играючи легко, что это негация попросту не работает. Если негация, которой является Бан, есть отрицание, то обход бана — отрицание этого отрицания, которое следует всем закономерностям любого развития по схеме отрицания отрицания, восходящей спирали. Постоянные баны и обходы банов, следующие один за другим, превращаются для Анонима и модератора в своеобразную игру со своими правилами и своим игровым этикетом. Бан и Делол похожи на обрыв связи, только Бан похож на обрыв магистрали, то Делол — беда с последней милей.
Вот мы и подошли вплотную к ответу на вопрос, что такое Модерация вообще. Мы рассмотрели, как Модерация в двух своих наиболее частых и простейших проявлениях прямо влияет на самый глубинный и основной процесс анонимного общения, теперь же я заявляю, Модерация — прямая, при чём диалектическая противоположность анонимному общению, с неизбежной необходимостью существующая, но от того не менее деструктивная. Без модерации Борда умрёт, это всем очевидно, но Модерация умертвляет сама по себе самою суть а.о. В этом смысле Модерацию можно сравнить с терапевтическими дозами смертельного змеиного яда. Главная задача модератора не в самой Модерации — она в том, чтобы правильно отмерить этот яд. Автором было допущено множество ошибок на этом пути, и автор считает себя по меньшей мере посредственным модератором, в чём чистосердечно расписывается. В войне с шизиками и особенно набигатором с Аномы, как мной, так и ими был применён целый арсенал недопустимо крайних мер, эта маленькая война одного человека с размахиванием оружием во все стороны, к моему глубочайшему сожалению, убила чан, который был домом для многих людей. Считаю ли я вину за смерть Нульчана лежащей на мне, однако? Ответ отрицательный. Не мной была начата эта война, вина лежит на шизиках и особенно набигатору с Аномы, которые развязали её из своих деструктивных и отчасти корыстных, эгоистических побуждений. Моя вина в том, что мне не удалось, не получилось, не смотря на всю душу, вложенную в родной Нульчан, эту войну выиграть. И я, наречённая Ромой Канафагом, Коммунистка, более известная миру борд как Чмами, признаю, что являюсь плохим модератором. Возможно, однажды мне предоставится шанс это изменить.
Настоящее исследование не претендует на всю полноту описания анонимного общения вообще, таковой цели могла бы быть посвящена целая книга, а не краткое эссе. Тем не менее, наша научная работа выполнила цель, поставленную перед ней в преамбуле: нам удалось раскрыть в понятии анонимное общение как таковое, как конкретно-всеобщее понятие. Кроме того, были выполнены также и побочные цели, не поставленные прямо в первом абзаце работы. Были даны реальные практические советы начинающему Анонимусу относительно Вайфу и вообще вскрыто и кратко исследовано понятие Вайфу. Был разобран взаимосвязанный с анонимным общением феномен Модерации и изложен личный опыт автора по вовлечению в указанный процесс, было дано оценочное резюме этому опыту. В одном из последних абзацев был кратко анонсирован следующий текси автора. В заключение можно сказать, что данная работа является, если не программным документом авторского понимания анонимности, то, как минимум, основой для целостной системы её понимания. В будущем автор будет неоднократно ссылаться на данную работу и подразумевать в следующих, что читатель был предварительно знаком с этой. Путь к написанию настоящего научного труда был нелёгок и полон препятствий. Первый камень работы был заложен в конце марта 2021 года, тогда же наступил период цитирования незаконченного текста анонимам Доброчана. Затем работа была на несколько долгих месяцев прервана проблемами со здоровьем. После того, как они отпустили автора, перед написанием раздела о Модерации пришлось провести длительное дополнительное исследование, в частности касавшееся некоторых категорий гегелевской философии. И только после этого удалось вернуться к написанию эссе. Автор надеется, что его прочтение оставило заметный след в сознании читателя и прояснило некоторые животрепещущие вопросы касательно анонимности и имиджборд. За сим, текст завершается.