Как-то так получилось, что я теперь вожу сессии по восемь часов длинной. I didn't sign up for that shit. Хотя, в то же время, прикольно, что игрокам удаётся генерировать столько контента на основании моих коротеньких заметок.
Нет, ну я тоже кое-что импровизирую, правда иногда это кончается тремя голыми школьницами, купающимися в горном озере под полной луной, но мне удалось избежать страшного.
Но это всё достаточно коротенькое. Длинно было, когда я сначала убеждал игрока не стирать магглам память, а потом ещё дольше убеждал его всё-таки её стереть. Нет, не четыре часа, конечно, но всё равно достаточно. На самом деле, меня это очень удивило, потому что я-то думал, что это будет total non-issue, то есть нпс скажет, что стирать память дурно, потому что это честное мнение нпс, игроки скажут: да, дурно, и всё равно сотрут память. Вместо этого начались дебаты об этике, которые закончились тем, что волшебница пыталась объяснить одноклассникам, что она телепортировала их прошлой ночью, чтобы спасти от невидимого дракона.
Я был так не подготовлен к этому решению, что мне даже пришлось спрятаться в туалет, чтобы смыть в толчок план кампании немного подумать, что теперь делать. Я даже подумывал, что сейчас бы было удобно, если бы явилась волшебная инквизиция со стирателями памяти, но совсем лишать игрока последствий мне не хотелось, поэтому я взял за основу лавкрафтовскую модель, когда столкнувшиеся с космическим ужасом пытаются его не замечать, чтобы сохранить остатки разума. А дальше последствия будут варится на медленном огне, и я думаю персонаж ещё вспомнит об этом решении.
А, собственно, как мы изначально оказались в такой ситуации. Я подозревал, что игроки не совсем воспринимают всерьёз драконов в моём сеттинге, так что я решил показать им большого красивого дракона среднего размера, километра три длиной. По плану, он должен был пролететь недалеко от лагеря школьников на экскурсии, сожрать немного низших древесных духов и улететь восвояси. В общем, показать свою удаль, впечатлить и ничего более. Видимо, игроки всё-таки воспринимали драконов всерьёз, потому что как только они заслышали отдалённый рокот его приближения, они носиться по лагерю и пытаться телепортировать его весь прочь. Ну а дальше я уже рассказал.
Как сказал поэт:
ГМ - режиссёр с удивлённым лицом,
Снимающий фильмы с печальным концом,
А нам всё равно так хотелось смотреть на экран.