>>4855823Доброй ночи запоздало.
>>4855831Это я давала. И пожалуйста, на меня, помнится, тоже определённое впечатление эта речь произвела.
>>4855833Странная история. Я вот совершенно осмысленно не люблю любой аниме-даб. По мне в голосах сейю - важная составляющая души любого тайтла. Да и привыкла уже так смотреть аниме (в кои-то веки у меня хорошая привычка!).Сейчас найду последнюю упёршуюся в полнейший тупик идею. ...Э, там такой явный фетишистский изврат, что при одной мысли о том, чтобы выкладывать это сюда, у меня на голове шевелятся волосы и спину прошибает пот. Но будь что будет! Прочитав это, можешь как следует отругать меня или даже осмеять - подобное "творчество" этого явно заслуживает.Подснежник занята важным делом, которое ей поручил Хозяин, – босая, она топчет спелый сбор винограда. Толстые упругие ягоды сорта «Осенний вальс» хлёстко лопаются под её белыми ступнями, их сладкий сок стекает через мелкодырчатую решётку дна кадки в стоящий сбоку бочонок. Всё это сколочено из настоящих сосновых досок – показатель финансовых возможностей и общественного влияния господина этого дома, а соединяющий резервуары жёлоб представляет собой гладко срезанную половину бамбукового стебля. Сладкая жидкость заполняет бочонок до середины, но его объём рассчитан таким образом, чтобы вместить весь сок и оставить небольшое место для воздуха. Позже крышка будет герметично закатана, и дрожжевая микрокультура начнёт неуклонное переваривание ягодных сахаров в спирт и кислоты. Так в течение нескольких лет по восходящей к оригинальным традициям Старой Европы методике рождается элитное вино со знаком качества промышленного клана ла’Шеле. Конечно, отжим сока можно значительно упростить применением простых механических прессов, но фабрикант считает своим долгом сделать всё максимально «по-старинке» – ручным или, вернее, «ножным» способом. Поэтому сейчас виноградные ягоды весело рвутся под монотонным танцем двух неуклюже-маленьких ножек с бледной кожей, розоватыми подошвами и чуть растопыренными пальцами.
Подснежник красива. Её глаза и волосы – мягкая зелень живого растительного цвета, распускающаяся яркими радужными бутонами вокруг всей головы. Тело девушки-подростка с тонкими, почти худощавыми конечностями, чуть выступающие рёбра, плоский живот и гибкая линия спины. В этом облике странным образом сочетаются детская невинность, очарование сказочной феи и черты откровенно пугающие, если не отвращающие взор. Острая, болезненная красота, словно бы рождённая ошибками художника в тех тончайших деталях, что отделяют прекрасное от уродливого. Однако это совсем не ошибки, такой облик был создан вполне намеренно неизвестным дизайнером в недрах тех. центра, а затем воплощён в жизнь командой опытных биоинженеров и фенотипических архитекторов. Подснежник получила жизнь на фабричном конвейерном сборщике, когда разобщённые детали её физического естества были связаны друг с другом в завершённую форму, а квантовый мозг девушки принял первый активирующий импульс. Но Подснежник уникальна, она произведена вне обычных серий и не имеет какого бы то ни было модельного ряда – индивидуальный заказ и исключительно закрытый проект, подробности которого должны быть известны только заказчику. Безопасность и неповторимость гарантируется личным кодом Хозяина, который надёжно защищает файлы в базе данных тех. центра от несанкционированного прочтения и тем более изменения.
Сейчас Подснежник находится во внутреннем дворе поместья ла’Шеле на ненормированной частной террасе между тройкой опорных башен в восточных районах Метрополии. Прямоугольная территория в несколько акров с одной стороны ограничена трёхэтажным (ещё два уровня находятся под платформой) особняком псевдоколониального стиля с чувственными вкраплениями сарациники и позднего барокко; по бокам располагаются подсобные строения, в том числе и винодельческая плантация, а дальняя часть двора упирается в кирпичную ограду. Это тихое и довольно меланхоличное по своему впечатлению место, в котором человеческий дух едва ли найдёт что-то дразнящее – если не считать порой уж слишком форменные (если не сказать – вычурные) скульптуры по скругляющимся аллюрам крытой веранды, все как одна изображающие эпизоды из фантазийной жизни некой Феи Цветов, лицом странно похожей на повзрослевшую Подснежник. Внутренний интерьер особняка выполнен в основном в панельных решениях из обесцвеченного и красного дерева, вся техническая инфраструктура замаскирована под мебель и элементы декора. Несомненно, это богатейший по предоставляемым возможностям и уровню комфорта современный дом, который сам по себе заменяет обширный штаб слуг – Подснежник здесь единственная в этой роли.
Однако в этот день поместье пустует даже в большей степени, нежели обычно – Хозяин, нынешний глава клана ла’Шеле, отбыл вместе со всеми своими супругами на очередной светский приём, который, как знает Подснежник, вполне может затянуться до поздней ночи. Таким образом, сейчас в поместье присутствуют трое человек, все – воспитанники семейства. Старший воспитанник – миледи Глен-Мария II, клон Хозяина, известная среди своих приятелей и завистников в основном под именем леди М.; сейчас она занята в библиотеке на совмещённых первом и втором этаже правого крыла особняка и ожидает прихода нескольких друзей по поводу удачного завершения сессионных слушаний в бизнес-академии Метрополии. Хан-Роз Беккервиль был принят в семью во младенчестве по обмену и последние несколько лет частным порядком готовится перенять бразды управления сторонними активами клана; с раннего утра юноша уединился в своём рабочем кабинете на третьем этаже и находит удовольствие в составлении «идеальной» документации по нескольких ведущим проектам концерна, изредка отвлекаясь на спокойное созерцание вида за окнами комнаты. Что же касается крошки Артура, то он, как и положено двухгодовалому отпрыску богатых родителей, играет в интерактивные конструкторы в своей кроватке. Кроме этих людей на территории поместья заняты полезной деятельностью или, в большинстве своём, просто ожидают новых заданий многочисленные роботы-автоматы, контроль за которыми полностью лежит на плечах Подснежник.
Проходят минуты, девушка всё так же занята выжимкой нектара из виноградных шариков. Плавным движением она отрывает ступню от вязкой кашицы и затем вновь опускает её, опираясь на один носок и позволяя соку течь сквозь растопыренные пальцы. Затем переносит давление на подушечки стопы и, наконец, – на пятку. В этот же самый момент противоположная нога как раз совершает начало этого нехитрого движения. Порой приходится прерываться на то, чтобы сгрести скопившуюся по бокам кадки массу к центру – так виноград постоянно перемешивается, что гарантирует полную выработку всех ягод. К этому моменту бочонок наполняется почти полностью, что сигнализирует девушке о прекращении работы. Она готова выбраться из кадки, но прерывает холодный оклик со стороны веранды. Молодая женщина среднего, быть может даже несколько высокого роста с приятными, спокойными чертами лица и ярко контрастирующими кроваво-красными глазами в обрамлении белых как мел волос, обращается к Подснежник властным тоном:
– Ты закончила с виноградом?.. Да, я вижу: сока набралось достаточно. Теперь, прежде чем ты будешь готовить дрожжи, опекун обычно выполняет свой нехитрый ритуал, слизывая сладкую влагу с твоих ног. Я с пониманием принимаю все странности опекуна, но решительно не вижу в этом извращении, – леди М. выделяет слово, – никакой привлекательности. Впрочем, каждому своё, и я совсем не обязана разделять увлече6ний опекуна. И в то же время меня более чем раздражает то внимание, которое он тебе уделяет. – Она склоняет голову к плечу, выдерживает паузу. – А теперь я хотела бы попробовать это сама. Готовься, Снеж.
Леди М. подходит к кадке и, подхватив зеленоволосую девушку за талию и грудь, легко вынимает Подснежник, проносит к веранде и аккуратно укладывает в шезлонг. Теперь леди М. опускается на колени и склоняется над ногами своей слуги, без тени смущения губами и языком проникая вдоль каждого изгиба и каждой линии стоп. Она старательно собирает капли виноградного сока. Старшая воспитанница семейства одета в облегающий синтетический комбинезон вроде стандартной «второй кожи», тогда как детское тело Подснежник покрыто лишь полупрозрачным платьем-цветком, так что сейчас они словно бы поменялись ролями – Подснежник госпожа, а миледи Глен-Мария II ей прислуживает. Но в этот момент альбиноска отрывает лицо от своего занятия и ледяным тоном заключает:
– Я никогда не признаю тебя одной из нас, членом семьи.