Эпоха киберковбоев началась в… Хм-м… Наверное, в 2040-х. Не знаю точно, да и не об этом хочу рассказать. Как бы то ни было, годов с 50-х киберпреступления и работа в тенях приобрели неразрывную связь. И тебе, чам, очень важно знать, чем в вашей команде занимается декер, даже если сам ты отвечаешь за физическое взаимодействие с противником и можешь отстрелить лапку пролетающей мухе, ибо ты забит хромом настолько, что у тебя между лопаток есть киберчесалка для спины. Собственно, если моя догадка насчёт хрома верна, то вопрос вдвойне актуален.
Кстати, если говорить более общими терминами, то не декер, а хакер. Уточнение имеет смысл в том случае, если тебе посчастливится (или тебя угораздит) попасть в команду, в которой работает техномант. В наши дни любой декер – хакер, но не любой хакер – декер, ибо есть ещё техноманты. Техноманты не используют кибердеки, чтобы воздействовать на Матрицу – нет, они используют заполняющую их загадочную субстанцию, которую они называют Резонансом. Никаких разъёмов в черепе, никаких радиоволн – техномант просто берёт и через мгновение оказывается в виртуальной реальности. Дополненная реальность этим ребятам тоже доступна – Резонанс создаёт образы, которые они видят своим внутренним зрением. Техноманты обладают большой силой во всём, что касается Матрицы – то, что они могут вытворять, не под силу ни одному декеру. Однако и у них есть слабые стороны… Ладно, давай по порядку.
В старых добрых 50-х декер (о техномантах тогда ещё не слышали, поэтому киберковбой всегда был декером) обычно был парнем, который висел на оптоволоконных проводах где-то за много километров от места проведения операции. Его физическое присутствие было необходимым только в том случае, если от команды требовался взлом изолированной системы. Вот тогда раннеры вытаскивали декера из его убежища и тащили его к месту подключения. Хотя справедливости ради надо сказать, что многие декеры вовсе не были слабаками или трусами, а стрелять умели не хуже иного бродяги из теней. К тому же смартган помогал, уж от технического оснащения-то они не отказывались.
Собственно, здесь мы подходим к первой задаче хакера, нынче столь же актуальной, как и двадцать пять лет назад – обеспечение проникновения, взлом и работа с данными. Если Джонсон просит принести сведения, хранящиеся на чужом компьютере, то из кремниевых глубин их вылавливает именно хакер. Если автоматические турели угрожают превратить вас в решето, то угадайте, кто должен их отключить. Как это происходит? Хакер подключается к Матрице (обычно в режиме виртуальной реальности, но не всегда – об этом позже) и запускает своё программное обеспечение, чтобы стянуть нужный файл, захватить контроль над устройством или просто пустить по дорожкам на печатных платах такой ток, что поджарятся микросхемы. Для него это имеет визуальную форму – перемещающиеся образы в Матрице, отчёты о поступивших данных, вспышки, движения. Фактически это всё является отображением миллиардов и миллиардов нолей и единиц. А для вас это выглядит как ваш чаммер, обмякший на полу. Декеры прежних времён при этом ещё стучали по клавишам, сейчас даже вспомнить смешно. В наши дни все команды отдаются силой мысли (если ты, конечно, не чудом выживший динозавр, который водит пальцем по экрану коммлинка). Что касается физического присутствия хакера в месте проведения операции, корпорации в последние несколько лет сильно закрутили гайки в беспроводных протоколах Матрицы, а изолированные проводные узлы стали встречаться всё чаще. И поэтому хакеры всё чаще подставляют спину под пули наравне с остальными. Особенности беспроводных протоколов создают помехи, цифровой шум, который не позволяет без проблем подключиться к устройству, которое находится за сотни километров от тебя – приходится подходить ближе. Можно, конечно, воспользоваться спутниками на низкой орбите, чтобы снизить помехи, но тут есть и другие факторы. К изолированному узлу иначе чем посредством кабеля и не подключишься, но если даже речь идёт о подключенном к основной части Матрицы узле, прямое (через кабель) подключение даёт огромные преимущества. Хакер может игнорировать контроль ведущего устройства (ведущее устройство называется master, ну а ведомое, соответственно - slave) над тем куском железа, к которому он подключился напрямую. А это значит, что вместо зубодробительной мощи программного и аппаратного обеспечения хоста ему будет противостоять только та электроника, которой начинена “непосредственная жертва”. Веришь ли, но видеокамеру взломать гораздо проще, чем корпоративный хост. Но и это ещё не всё – прямое подключение может стать ахиллесовой пятой, щелью в доспехах хоста. Дело в том, что если хакер взламывает ведомое устройство и ставит на нём свою метку (обретает толику власти над ним), то эта метка автоматически переходит и на ведущее устройство. Смекаешь, чем чреват для какого-нибудь банка магнитный замок, за которым никто не присматривает? Хакер взламывает утлую железяку, а получает при этом доступ к хосту. Путь открыт! Конечно, это зачастую лишь начало работы, но если хакеру нужно проникнуть в хост, то прямое подключение – самый верный способ. А я уже говорил, что напрямую могут подключаться только декеры? Хех, ну да, техномант не может вставить провод в то неведомое явление, что делает его техномантом. Видишь, даже техноманты платят за своё могущество, теряя там, где другие находят.
Ладно, это вроде как классика, а теперь поговорим о чём-то совершенно ином. Если бы двадцать пять, пятнадцать, да даже десять лет назад ты попросил бы своего декера взломать автомат охранника-корпората, то он бы очень серьёзно осведомился, всё ли у тебя в порядке с головой. А сам бы он при этом представил себе, как подбегает к офигевшему часовому, вынимает коннектор из его смартгана и втыкает туда штекер от своей кибердеки. Чёрт, каждый раз ржу, когда об этом думаю. Но в наши дни это совсем не шутки. Киберпреступления совершались ещё в конце прошлого века, взломом охранных устройств и кражей данных уже тогда никого нельзя было удивить. В наши же дни Матрица имеет влияние даже на такие привязанные к бренному миру вещи, как перестрелка или мордобой.
Ты хочешь, чтобы твой пистолет-пулемёт сбросил магазин или отказал в тот момент, когда ты собираешься нажать спусковой крючок и пристрелить вражеского босса? Не отвечай, вопрос риторический. Суровая правда в том, что это действительно может произойти, и не по случайности, а стараниями хакера, который поддерживает противника. Тебе уже стрёмно? Думаю, недостаточно стрёмно, чаммер. Что там оружие? Оставишь включенным беспроводной режим в своих киберглазах – можешь ослепнуть посреди боя. Если хакер доберётся до твоего коммлинка, то ты можешь остаться без связи, без тактического экрана, а твои товарищи могут получить от тебя текстовое сообщение с приказом занять позицию в комнате, в которой непременно окажется засада.
Чтобы избежать полной лопаты этого дерьма, тебе придётся воспользоваться одним из двух вариантов – либо умышленно отказаться от беспроводного функционала, либо прибегнуть к помощи хакера из твоей команды. А, ну, есть ещё третий – найти себе работу, на которой не придётся противостоять хакерам.
Первый вариант чреват неудобствами, хотя и прост как молоток. Смартган не представит тебе столь точных сведений о траектории выстрела и рекомендуемом прицеле, аптечка не будет работать в автоматическом режиме, связи с товарищами либо не будет, либо она будет осуществляться посредством радиосвязи старого образца (легко перехватить, легко заглушить, к тому же никаких безголосовых команд, передачи картинки и тому подобного), многие импланты не будут работать в полную силу. О дистанционных сенсорах и дронах можно даже не говорить. Мало кто готов пойти на это, хотя иногда приходится.
Второй вариант заключается в том, что декер (да, чам, опять именно декер – техномант при всем своем цифровом могуществе здесь не поможет) делает твоё оружие, твой коммлинк и все прочие твои устройства ведомыми по отношению к его кибердеке. В этом случае хакер противника, пожелав взломать твоё снаряжение, столкнётся с навыками твоего товарища и мощью его деки, а не с простенькой электроникой в твоём пистолете. Так что поставь своему декеру выпивку после завершения бега, даже если тебе показалось, что он всё время бездельничал, прячась за твоей спиной.
Да, и из всего этого следует ещё одно. Хакеры, осуществляя физическое проникновение (ну, то есть, шляясь по разным опасным местам совместно с вами), будут пользоваться скорее дополненной реальностью, чем виртуальной. Виртуальная реальность обеспечивает гораздо более высокую скорость взаимодействия с Матрицей, но декер платит за это полной неподвижностью в физическом мире. Поэтому современный декер, скорее, будет поддерживать свою команду огнём, при этом находясь в режиме дополненной реальности и используя свои технические способности сообразно ситуации.
Вот так вот. Всё имеет свою цену – Матрица делает нас более сильными, быстрыми, умными, но взамен она получает власть над нами. И если ты хочешь бежать сквозь тени, то ты должен заставить Матрицу работать на тебя. Или найти товарища, который этим займётся.