>>895386> А Хидеаки в EoE зассал так сделать, он просто оборвал на полуслове, не доведя до конца.
Ровно противоположное мнение.
Я считаю оригинальную концовку 25/26 + ЕоЕ лучшим, что случалось с индустрией и вот почему:
Анно к финалу максимально повышает ставки.
Как сценарист и режиссёр идёт буквально ва-банк.
Очень мало кто способен в итоге их оправдать.
25/26 очень точно и аскетично закрывают основные идеи и темы.
ЕоЕ даёт этим же идеям безумно крутое визуальное воплощение.
Синдзи в итоге получает божественные силы.
Синдзи выступает весь сериал очевидным носителем идей автора.
Не альтер-эго, но именно носителем всех основных конфликтов и идей.
Через него этот основной костяк идей и решается.
25/26 представляют из себя классический самосуд.
Многие видят в этом психоаналитику, что отчасти верно.
Но эти сцены уходят дальше.
Они описаны в самой разной постмортемной литературе, которая сводится примерно к одному и тому же, пусть и выраженному в разных образных системах.
Душа после смерти тела так или иначе вынуждена интроспективно вспомнить свой опыт жизни и вынести сама себе приговор.
Если хорошо подумать, то это самое страшное и тяжёлое решение, перед которым мы можем предстать.
После того, как выводы из прожитого сделаны,начинается следующий виток существования.
Сериальный финал очень точно воспроизводит именно эту точку зрения.
Она является архетипичной, прямо по Юнгу.
Если Фрейд в конце жизни "дошёл" до того, что не либидо является ведущим инстинктом, а Танатос, что опять же, упомянуто в Еве.
То Юнг пошёл дальше и в итоге наткнулся на давно имевшиеся тексты, в т.ч. БардоТхёдол, к которому он написал подробный комментарий и которые позволили ему к финалу жизни дооформить и отчасти пересмотреть многие положения психоанализа.
Кому любопытно, почитайте их.
Они прямым текстом относятся к финалу Евы.
Еву можно оттрактовать как угодно в меру своей ограниченности.
Но с самой системной, нейтральной и безопасной точки зрения, Ева идёт по Юнгу как по нотам.
Более того, она вполне согласуется и мистическими поползновениями Густава.
Примечательно, что не смотря на то что Юнг, придвинул к концу своей жизни границы официальной западной науки вплотную к восточным тысячелетним учениям, европейская мысль не нашла ничего лучше, как податься в бесплодную схоластику постмодернизма и дальнейшего постструктуцрализма, пустые плоды кторых мы вынуждены пожинать до сих пор.
Итого 25/26 это не только сеанс психоанализа, но и подразумеваемый архетип мистического самосуда души.
По их итогу Синдзи наконец принимает себя и мир в себе как часть свой самости, поэтому перед его внутренним взором буквально распахивается мир и другие люди в нём, корыте тоже готовы его принять.
ЕоЕ пытается закрыть провисшие сценарные хвосты после сериала и дать им достойное визуальное воплощение.
События, происходящие в 25/26 при этом не отменяются, а подразумеваются как внутренняя работа душ в момент Комплиментации.
Опять же, это всё тот же мистический самосуд, на это раз оформленный в мифологию уже самого сериала.
Комплиментация по сути представляет собой чисто дхармическое представление о Просветлении.
Просветление подразумевает мокшу (освобождение от кармических долгов и в том числе от необходимости дальнейших страданий в циклах воплощения Сансары), в рамках Евы это освобождение душ от оков АТ-поля (эго и всех кош) и их слияние в первоисточник (по сути Нирвана).
И вот тут я хочу отдать должное уважение творческому гению и честности Анно.
Он повышает ставки до абсолюта.
Даёт Синдзи божественные силы.
При этом Синдзи остаётся носителем набора авторских идей.
И вот будучи воплощением их, Анно пусть и куртил-вертел весь сериал зрителем как хотел, многократно и жестоко их манипулируя, вот здесь, в момент когда ставки высоки как никогда и уже надо вскрывать карты, но остаётся верным себе и как личность и как автор и как режиссёр.
Он не уводит ответ в сторону.
Он не лезет в мистические дебри, в кторых он не готов дать ответа.
Он не оставляет зрителя без ответа.
Его ответ предельно прост и честен: если бы Анно дали божественную мощь перекроить мироздание на его усмотрение, он просто остался бы человеком.
Тем, кем он был и остаётся.
Он не готов и не хочет менять других, оставляя им их собственный выбор.
И вместе с тем, он не готов расстаться с самим собой, окончательно и бесповоротно уйти из бесконечного цикла страданий Сансары.
Потому что он как личность и человек пока ещё остаётся со зрителем.
Качели скрипят, зрители смотрят в тряпку.
Он остаётся таким же простым и сомневающимся, страдающим и ищущим пути освобождения от страдания человеком.
Нет, путь, страдания и выводы Синдзи не прошли впустую.
Если темы, затронутые Анно через Синдзи созвучны зрителю, зритель точно так же получает мощный и запоминающийся катарсис.
Но в итоге, Анно ещё остаётся человеком и не готов пока расстаться окончательно.
Слишком сильны привязанности, чувства и незакрытые гештальты.
И остаться человеком это его сознательный выбор.
Это редкий пример, когда в подобных условиях автор остаётся честным со зрителем до конца.
Примеров обратного несравненно больше.
Обычно при подобных обстоятельствах зрителем подтираются, потому что сказать/придумать нечего.
Садамото со своей мангой повторяет ровно ту же дилемму что и Кубрик с Кларком в 2001 за той лишь разницей, что Садамото просто туп.
2001 как концепт стартовал сразу же как сценарий для фильма, на базе которого чуть позже была написана книга.
Только тут Садамото уже сказать нечего, поэтому манга является скорее новеллизацией с его точки зрения.
Поэтому в финале манги идёт такой дешёвый приём как перезагрузка мира.
А там Синдзи стал мужыком, жил долго и счастливо и тому подобный приторный хэппиенд "для нормисов".
Сила анимационного финала в том, что Анно лично его буквально выстрадал и всё что мог вложил в него.
И зритель это способен ощутить.
А Садомото сказать нечего.
У него нет Идеи.
Он просто берёт и доводит арки своих персонажей до логического финала в виде максимально нейтрального и скучного хэппи-энда.
Т.е. не придумал ничего своего/нового, но постарался делать так, чтобы все читатели остались довольны.
В итоге максимально пресный и никакущий финал.
Дилемма Анно/Садамото великолепно иллюстрирует тот момент, что каждый по возможности должен заниматься своим делом.
Анно гениальный режиссёр.
И несмотря на кучу огрехов, задачу-максимум в Еве он выполняет, при этом с блеском.
Садмото отличный художник.
И всё.