Aoi Bungaku 1-4
Часть с экранизацией "Исповеди неполноценного человека" Осаму Дадзая.
Сразу небольшое отступление. Не знаю, как многим, но мне порой бывает сложно подготовиться или даже просто написать какой-то отзыв на аниму. Кажется легче просто ощутить послевкусие и продолжить смотреть, иль вообще другими делами заняться. Кажется, связано это не только с ленью выражать мысли, но и вообще трудностями облечения их в слова. В голове лишь каша из ощущений и образы, которые еще надо пропустить сквозь мясорубку осмысления и передачи текстом. Из-за какой-то легкой шизотопии трудно подобрать нужные слова и как оказывается, какая-то ассоциация в голове требует передачи на письме именно каким-то оборотом, подобрать к которому слова занимает время. Даже поток сознания не включить В общем, наверное из-за моего уёбищного стиля письма и претенциозности написать что-то выше моей головы меня легко заметить. Хоть пишу редко, но порой возникает поделиться чем-то с аноном, вынести на обсуждение какие-то малозаметные вещи или просто что-то спалить. Вот и Aoi Bungaku, думаю, тут хоть и советовали иногда, но почти не обсуждали, тем более, что это переметнулось бы на обсуждение литературы. В общем, может мне даже будет ценнее комментарий насчет себя, испытывает ли что-то подобное ещё тут кто.
Чтобы не катать стены текста, перейду сразу к аниме. Будет забавно, однако, если в предисловии у меня больше текста окажется. Краткое описания нет смысла копипастить. Кто знаком, тот знает, кто не знаком, может приобщиться. Это история о неполноценном человеке и попытках сосуществовать с людьми. И в аниму-варианте не растеряла своего достоинства. Скажу, что саму "Исповедь..." читал не так давно, но экранизация заставляла порой почесать затылок. Вроде бы не отсебятина, но события показаны чуть с другого бока и с некоторыми перемешанными местами. Конечно, не все смогло уместиться, но роль Хорики явно приуменьшили, который в оригинале как раз и таскал героя за собой по разным местам. Есть одно... Нет, не нарекание, но особенность, которая отличает от книги. Выбор режиссера сделать упор на драматизацию и психологизм с сюрреалистическими вставками хорошая идея, но деградация главного героя в оригинале происходит лишь перед напором обыденности, бытовухи, когда он постепенно обдумывал всё происходящее с ним. Неутешительно осознание своей ничтожности в беспокойных днях начала эпохи Сёва. Ну, анима есть анима, изобразительные приёмы, и в сжатый короткометраж это отображает панику главного героя и разрушительные связи с женщинами. К чему не придерешься, так это к постановке. Смотрится на одном дыхании, и при обилии бытовой жизни все равно цепеняще приковывает к событиям. Картинка шикарная, всё как надо, ясно видны и состояние героев, обстановка тех лет, психологизмусы в сознания Ёдзо. А музыка вообще в определенные моменты душу вынимает.
На чем еще хотелось остановиться, так это еще на тех годах, 20-30-ых годах двадцатого века. В переходе от старых времен к новым, сосуществовании старого обустроя жизни с переходом к модернизму, трамваям и ПРОВОДАМ. Отчаянно цепляющаяся и не хотящая отпускать старое Япония и в то же время исступленно прогрессирующая вперед, и молчаливый конфликт этого столкновения. Есть что-то в той городской жизни от упадка и несмотря на индустриализацию и развития, декаденс витает в многих вещах. Обрывки политической информации на заднем плане, вдаль шагающие шеренги солдат, все это показанное в "Исповеди..." намекает на тревожное приближение к встряске, к готовящемуся катарсису японского народа. Наверное, я диванный, но кажется, что в Германии и Италии тех времен опыт прошлых лет соединился с новым порядком после депрессий. Мне кажется, или там не было такого противоречия эпох, того духа декаденса, как в Японии? В общем, надо еще изучать больше то время.
Ах да, и студентские фуражки. Есть в этом что-то фетишистское.
В общем, анима пропитана настроением и человеческой трагедией. Если кому-то не хватает такого, лучше приобщиться к классике и таким вот хорошим переложениям, чем ко всякой Акунохане.
А следующую экранизацию из цикла посмотрю уже чуть позже, для этого особое настроение нужно.