Сегодня во второй раз отправился в мир активного воображения. Поначалу порывался вернуться вечером того же дня, когда впервые шагнул по ту сторону, однако справедливо рассудил, что следует дать себе отдохнуть от этих переживаний, и после описанного ниже понимаю, что это было верное решение: не только услышанное от Проводника было достаточно неожиданным, но и сам процесс оказался физически утомительным - к дневной жизни я вернулся с ощутимой головной болью. Итак, я вновь оказался на знакомом пляже. Прежде уже не раз представлял себя на этом острове, задумываясь об активном воображении, поэтому и вернулся к его образу, ставшему нынче отправным пунктом в практике. Шум волн и крики чаек, яркий свет Солнца и пронзительно голубое небо, белизна наших одеяний и золотистые переливы песчаного пляжа и в этот раз стали ориентирами, с помощью которых я закрепил переход от бодрствования к рисуемой воображением картине. Мы немного прогулялись по пляжу, и на обратном пути краем глаза я заметил терпеливо ожидающего на границе леса Проводника. Мне не хотелось спешить, однако Н. неожиданно резко потянула меня к нему. Я пытался сопротивляться, но тщетно. - Идём, нам пора. - Я хочу ещё побыть здесь. - Нам пора к нему. - Нет, пожалуйста, я не готов. Дайте мне ещё время! Я удивился такой своей реакции, однако пытаться повлиять на происходящее было бессмысленно - как я выяснил ранее, процесс активного воображения совершенно не поддавался моим волевым усилиям даже в мелких деталях, будь то, к примеру, цвета одежды. И вот, несмотря на мои протесты, Н. буквально силком отвела меня к Проводнику. Я смущённо поздоровался с ним, тот вновь лишь сдержанно кивнул, и мы пошли в лес. Оказавшись вскоре на посещённой в первый визит лесной поляне, я обнаружил, что в этот раз она не пуста: виденный прежде медведь, которого Проводник окрестил хранителем леса, всё также безмятежно спал на том же месте. Прежде чем я успел что-либо сообразить, мы трое стояли около этого внушительных размеров зверя. Поднявшись, тот обнюхал меня и несколько раз лизнул мою ладонь. Я обратился к Проводнику. - Что происходит? - Я знакомлю тебя с хранителем леса. - Что? - Ему следует знать, кто ты, и что ты не причинишь вреда. Таким образом, на этот раз вместо чаепития меня ждало такое своеобразное знакомство. После того как медведь потерял ко мне интерес, он вновь улёгся спать, а мы трое, в свою очередь, удобно разместились полусидя, прислонившись к могучему зверю - Проводник в центре, я слева от него и Н. справа. Согласно словам нашего спутника, так нам и предстояло провести сегодняшнюю встречу. - Зачем в активном воображении вообще нужен проводник? - Когда ты спишь, ты напрямую попадаешь по ту сторону сновидений, а сюда приходишь из бодрствования. В этом вся разница. - Получается, здесь я где-то на полпути? - Да, Явь и Навь. Считай, что я привратник. - А путь в ОС отсюда ты мне показать можешь? - Могу. Когда ты будешь готов. - Мне постоянно приходится это слышать. - Потому что ты не знаешь, зачем ты здесь. - Чтобы знать себя, чтобы быть частью снов. - Знать себя... Оглянись вокруг. Посмотри на зверей, обитающих в лесу, на племена, для которых он служит домом. На раскинувшийся от края до края океан. Это целый мир, живущий обособленно от тебя по свойственным ему законам. А ты приходишь сюда, вооруженный ничем, кроме своего Эго, желания обладать, своих мелких стремлений. Почему ты не порадовался за девушку в том сне? Ведь видел, как она счастлива. Но тебе нет до неё дела, ты лишь эгоистично хочешь ею владеть. Так и здесь. Ты как тот глупый мальчишка, кричавший посреди рыночной площади, что он здесь король. - Хорошо, хорошо. Но как же стремление быть частью этого мира? - Чтобы быть его частью, ты должен понимать, что ты на чужой земле, и учиться жить по её законам. Вот ты сидишь в лесу вместе с его хранителем. Не рвёшься вперёд удовлетворять свои маленькие страсти, а лишь наблюдаешь вместе с ним и не вмешиваешься, учишься понимать. - Учусь натуральной магии, по сути? - Можно и так сказать. Слова Проводника звучат для меня, как упрёк, но я понимаю, что они правдивы. Вспомнив индейцев, виденных мною в прошлый раз, я оглядываюсь в поисках воинов племени. На этот раз я вижу лишь одного; мой спутник советует не обращать внимания, но я подзываю его, размышляя над тем, что могло бы закрепить нашу связь после недавнего чаепития. Словно в ответ на мои мысли, индеец подаёт мне длинную трубку. Раскурив её, я передаю трубку мира Проводнику, тот затягивается и выпускает дым, в клубах которого явственно вижу очертания причудливого существа, смахивающее на кентавра, скачущего в сторону леса. Трубка переходит к Н., затянувшись, она слегка закашлялась, и вернула её Проводнику. Пройдя вновь и через мои руки, трубка возвращается к индейцу, тот закуривает, и на этом наш незатейливый ритуал закончен. Индеец с благоговением указывает на медведя, затем на Солнце, и возносит к нему руки в молитвенном жесте. - Что это значит? - Медведь - священное животное их племени. Я познакомил тебя с ним, теперь его члены будут относится к тебе с большим уважением. - Я всё равно чувствую, что они могут загнать меня как бешеного пса, а этот медведь способен сожрать меня в два укуса. - Не давай им повода, и этого не случится. - Помню, в той сказке у горы был гораздо менее грозный хранитель. - Эти леса нуждаются именно в таком. Индеец уходит, и мы остаёмся втроём на поляне, продолжая возлежать на могучем хранителе леса. Я сижу ближе всего к голове зверя, она размером с три моих, и слова о паре укусов вовсе не кажутся преувеличением. Глаз медведя приоткрывается, он смотрит на меня благосклонным взглядом и фыркает. Говорю Проводнику, что мне тяжело удерживать картину воображения, тот напоминает мне о прочитанном ранее: это состояние требует практики и углубляется со временем. Я оглядываюсь по сторонам, вижу животных, встреченных в прошлый визит: по поляне скачет заяц, с ветки дерева мне приветливо машет делившаяся орехами белка. Я чувствую себя не очень комфортно, не до конца понимая, что я должен здесь делать. - Мне хочется уйти. - Ещё рано, не уходи раньше времени. - Эти тропы ведь открыты только тем, кто хорошо понимает лес? - Да, верные ассоциации. - Почему я должен быть здесь, почему не могу уйти? - Вспомни, как не хотел сюда идти. В чём причина? - Я затрудняюсь ответить. - Ты боишься. Всегда боялся. - Боюсь? Чего? - Мира снов. Ты боялся его с самого начала, чувствовал себя здесь чужим. Даже когда искал её, ты приходил сюда, словно вор, видя себя чужаком - с опаской оглядывался, поскорее рвался к ней, лишь бы только тебя не застукали там, где тебе не должно быть. Всегда боялся столкнуться с чем-то, что не сможешь усвоить, боялся забраться поглубже и увидеть нечто, вселяющее страх, боялся потерять контроль и захлебнуться в потоке. И когда она сама пришла к тебе - не обманывай себя - вовсе не она тебя отвадила от мира снов, а ты сам вздохнул с облегчением, зная, что больше нет нужды возвращаться сюда. Даже когда ты смотрел ей в глаза, вновь видел пугавшую тебя громаду бессознательного, от которой тебе в глубине души хотелось держаться подальше. Услышанное ошарашивает меня, и я не нахожу слов, чтобы ответить - подобное никогда не приходило мне в голову. Мы сидим в молчании, пока я раздумываю над словами Проводника. Подняв голову, я замечаю, что казавшийся мне спокойным и тихим лес начинает пугать меня: деревья кажутся подпирающими собой небо, а их виднеющиеся в вышине кроны кажутся и очень далёкими, и в то же время нависающими прямо надо мной, словно бы готовые погрести меня под собой. - Не знаю, что сказать. Всё это для меня звучит незнакомо. Что мне делать с этим страхом? Я не понимаю. - Я дал тебе пищу для размышлений. Напомни мне, что узнал сегодня. - Ты привёл меня к хранителю леса. Рассказал как неподобающе я вёл себя во снах ранее. Показал мне, что я всегда испытывал страх в мире по ту сторону сновидений и продолжаю его бояться. Объяснил, что я должен преодолеть его, если хочу двигаться дальше во снах. - Теперь тебе пора уходить. Иди и всё это запиши. Поразмысли и возвращайся. - Что мы будем делать в следующий раз? - Продолжим нашу беседу. Проводник ведёт нас по тропинке к пляжу, вновь оставшись на краю леса. Я оглядываюсь, замешкавшись, но Н. тянет меня за руку, говоря, что нам пора идти. Я лежу на том месте, с которого начал практику, в смятении от всего услышанного. Возвращаюсь по эту сторону снов уставшим и с гудящей от напряжения головой. Присутствовавшие перед началом опасения касаемо того, что активное воображение окажется лишь незатейливой игрой фантазии, развеялись: не только я не мог повлиять и на малейшую деталь происходящего, но и услышанное от Проводника никогда прежде не звучало ни в снах, ни в моих мыслях.